Исследование рынка электронного обучения (e-learning) в корпоративном секторе России

Авторство: эксперты "Амплуа-Брокер"
20 октября 2008 г.

Руководство компании «Competentum»» приняло решение провести семинар, посвященный обсуждению результатов этого исследования. Семинар состоится 24 октября 2008 г. (пятница) в 15:00 по адресу: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 4, конференц-центр «Инфопространство». Приглашены все, кто принял участие в данном исследовании. По вопросам участия обращайтесь +7 (499) 252-48-38 Алексей Сорокин Sorokin@ampluabroker.ru

Компания «Амплуа-Брокер» в апреле-июне 2008 года провела исследование рынка электронного обучения (e-learning) в корпоративном секторе России. Спонсором исследования выступила компания Competentum.

Исследование было посвящено вопросам внедрения электронного обучения (ЭО) в компании, использованию компонентов ЭО и взаимоотношениям с поставщиками ЭО. Задачей исследования было определить текущую ситуацию на российском корпоративном рынке ЭО.

Методология исследования

Целевой аудиторией стали компании корпоративного сектора, которые внедрили, находятся на стадии внедрения электронного обучения или планируют внедрить электронное обучение в текущем году и сейчас находятся в процессе выбора поставщика. При этом, обязательным условием участия в исследовании являлось использование продуктов и услуг российских компаний — поставщиков.

Таким образом, к участию в исследовании были приглашены 163 компании. 87 компаний не попали в целевую аудиторию (не используют и не планируют использовать ЭО; пользуются только западными системами ЭО).

В итоге в исследовании приняли участие 76 компаний, из которых 83% — российские компании, 17% — российские представительства западных компаний.

Респондентам была предложена анкета для интервью и самостоятельного заполнения, которая содержала 52 вопроса (не включая данные по демографии участников), из них 69% вопросов были открытыми.

Такая методика осложнила обработку, однако позволила отразить более точную картину восприятия ЭО респондентами.

Опрос проводился методом личного («face-to-face») формализованного интервью, телефонного интервью и анкетирования.

Предпочтение отдавалось личному или телефонному интервью.

Заполненная анкета принималась к обработке, если респондент отвечал на 80% вопросов.

Число возможных участников исследования было ограничено установленной квотой — 70 респондентов, поэтому рекрутинг респондентов велся до тех пор, пока не было получено требуемое количество анкет.

Основное ограничение данного исследования — это качественное исследование с определенной выборкой респондентов. Выводы относительно всего рынка должны восприниматься как допущения, а не абсолютные данные.

Профиль участников

Большинство компаний, принявших участие в исследовании, — российские компании (рис. 1).

Рис. 1. Вид собственности компаний.

74% компаний-респондентов работают на рынке более 10 лет (рис. 2).

Рис. 2. Количество лет на рынке.

В исследовании были представлены практически все отрасли экономики. Большинство респондентов (20%) — компании финансового и банковского секторов (рис. 3).

Рис. 3. Срез компаний по отрасли.

Исследование выявило, что ряд отраслей показывает схожую статистику. Это позволяет предположить наличие одинаковых проблем и возможностей применения для ЭО в данных группах областей. Мы выделили 3 группы таких областей:

§ Финансы, банки и страхование

§ Горно — металлургическая и добывающая промышленность, природные ресурсы и энергетика

§ Компании, имеющие производство товаров (FMCG, автомобильное производство и бытовая техника)

Подавляющее большинство компаний-участниц — это компании с оборотом свыше 9 400 000 000 рублей (рис. 4).

Рис. 4. Обороты компаний-участниц за 2007 год.

Практически половина компаний-участниц (45%) имеет более 5000 сотрудников. Два самых многочисленных кластера респондентов — компании с численностью сотрудников в диапазоне 10001 — 50000 сотрудников и 501 — 2000 сотрудников (рис. 5).

Рис. 5. Количество сотрудников.

Большинство респондентов, принявших участие в исследовании, — это руководители корпоративной системы обучения и менеджеры по обучению и развитию персонала (рис. 6).

Рис. 6.

В категории «Другое» респондентами являлись:

· Директора по персоналу (4 человека)

· Руководители отдела ЭО (3 человека)

· Руководители IT отдела (2 человека)

· Другие специалисты и руководители.

Основные результаты исследования

Текущая ситуация и тенденции корпоративного рынка ЭО.

— Самое распространенное название для e-learning в России — дистанционное обучение (ДО).

— Большинство компаний либо только планируют внедрять ЭО, либо используют его от 1 до 3 лет.

— Наиболее «опытными» отраслями с точки зрения использования ЭО являются горно-металлургическая (здесь есть компании, использующие ЭО более 5 лет), страхование и IT/Телекоммуникации.

— Большинство респондентов считают, что ЭО не может полностью заменить очное обучение, однако многие используют ЭО как дополнение к нему (формат blended learning).

— Компании чаще всего используют ЭО для обучения продуктам компании, IT приложениям, а также процедурам и регламентам.

— Исследование показало, что чаще всего с помощью ЭО обучается средний менеджмент, реже — линейный персонал и специалисты. ЭО в очень редких случаях используется для обучения топ менеджеров, а также административного и обслуживающего персонала.

— Почти у половины (44%) компаний — участников исследования под задачи ЭО выделен отдельный менеджер, у 34% эти функции отданы сотрудникам отдела обучения и развития или департаменту отдела персонала. В обязанности этих сотрудников входит анализ потребностей в ЭО, поиск и закупка необходимых компонентов ЭО, а также взаимодействие с провайдерами.

Использование компонентов ЭО.

- Самые распространенные в использовании компоненты ЭО сейчас — это библиотека электронных курсов

- Лидеры по популярности — курсы по продуктам, курсы по Induction и ценностям компании, курсы по изучению IT систем

- Заказчики предъявляют следующие требования к качественному курсу — интересный, простой и информационно полный.

- Заказчики предъявляют следующие требования к LMS — гибкость, удобство администрирования и использования, быстрота и надежность.

Взаимоотношения с провайдерами.

- Заказчики предпочитают самостоятельно решать вопросы функционирования ЭО. Более половины участников исследования сами разрабатывают электронные курсы или в значительной степени участвуют в разработке. Провайдер, как правило, осуществляет IT поддержку, хостинг, внедрение системы. Лидеры рынка на сегодняшний день WebSoft, Competentum и Новый Диск.

- Основное требование к идеальному поставщику — высокая квалификация, которая предполагает, что провайдер обладает значительной экспертизой и готов передавать свои знания клиентам. Кроме того, консультанты компании провайдера должны профессионально разбираться в бизнесе клиента.

Данные о бюджете на ЭО.

- Большая часть компаний выделяют на ЭО 7,1 — 9,6% от всего бюджета на обучение и развитие.

- Размер бюджета зависит от стадии развития ЭО в компании. Компании в течение первых трех лет тратят на ЭО больше, чем их коллеги, которые используют ЭО более трех лет.

- Почти четверть респондентов (22%) указали, что бюджет на ЭО не определен или отдельно не выделен из общего бюджета на обучение и развитие.

- Исследование не ставило себе целью рассчитать объем рынка, но на основании полученных данных мы можем дать некоторую оценку. Весь рынок можно оценить в 100 −150 млн. долларов США (от 2 млрд. 400 млн. рублей до 3 млрд. 960 руб).

ЭО: возможности и барьеры внедрения.

- Основные факторы успеха ЭО в компании ясны только для 57% участников исследования. Это качественный продукт и внутренний PR ЭО в компании. Также активному использованию ЭО способствует наличие широкой региональной сети и поддержка со стороны топ менеджеров компании.

- Основные проблемы внедрения — недоверие к ЭО со стороны сотрудников, недостаточная мотивация сотрудников к использованию ЭО и низкое качество ЭО.

- Во многих компаниях сотрудники не верят в качественное обучение инструментами ЭО. Поэтому для его эффективного внедрения нужен хороший внутренний PR, а также поддержка данного направления как со стороны топ менеджмента, так и со стороны непосредственных руководителей.

- Предлагаемые продукты зачастую не соответствуют ожиданиям потенциальных Заказчиков, поэтому внедрение ЭО в компании происходит медленно из-за постоянно возникающих технических трудностей, вынужденной доработки курсов, налаживания оптимальной работы LMS.

- Исследование показало, что измерение эффективности ЭО еще не стало обязательным процессом в компаниях. Более трети участников не измеряют эффективность ЭО вообще. В остальных случаях используют самые разные методы, наиболее популярными являются удовлетворенность сотрудников и тестирование. Стандартов измерения эффективности ЭО нет ни у одной компании.

Общие выводы исследования.

Текущая ситуация на рынке.

1. Потенциальный объем рынка ЭО велик, и рынок находится в стадии развития. Исследование показало, что сегодняшнюю стадию развития рынка можно охарактеризовать как «незрелую». Следующие факты подтверждают эту гипотезу:

a. Компании или не знают, или по-разному понимают многие понятия электронного обучения — адаптация электронных курсов, виды электронного контента и прочее

b. Большой разброс в ценовых ожиданиях на разработку электронных куров в компании. Компании не понимают, какова реальная стоимость курсов на рынке. Нет понимания необходимой продолжительности электронных курсов для эффективного обучения

c. Никто из респондентов не упоминает такую распространенную на Западе услугу, как хостинг системы управления обучением и электронных курсов. Однако, большой сегмент компаний, который обладает потребностью в обучении персонала и ограниченными возможностями по бюджету/объемам ЭО/срокам обучения является потенциальным потребителем данной услуги.

d. Заказчик не осознает, за небольшим исключением, в явном виде необходимость услуг технической поддержки систем управления обучением (но требует, чтобы все работало). Возможно, что это связано со спецификой респондентов (HR).

2. Анализируя деятельность провайдеров и результаты исследования, можно предположить, что более перспективным направлением для электронного обучения является создание коробочных продуктов с большим количеством функциональных модулей.

3. Заявленная потребность самим разрабатывать курсы плюс популярность продуктовых курсов указывают на то, что формируется спрос на авторские средства для разработки курсов не специалистами.

4. Несмотря на прохладное отношение к консалтингу как отдельной услуге, на рынке должен появиться готовый «консалтинговый продукт» с другим названием, включающий себя:

5. комплекс услуг по подготовке и внедрению проектов ЭО в компаниях, что позволит охватить сегмент «новички» в полном объеме

6. постановку разработки собственных курсов в компании на базе авторского средства

7. расчет эффективности ЭО (например, ROI) на всех стадиях проекта внедрения

8. доказательства правильного соотношения цена\качество (TCO) компонент электронного обучения.

9. В исследовании не затронута тема интеграции систем управления обучением с другими системами предприятия. Это связано со спецификой респондентов — среди них почти нет IT-специалистов. Однако опыт провайдеров говорит о том, что в 40% случаев бюджетом на внедрение систем управления обучением владеют IT-департаменты компаний и проект по внедрению ЭО рассматривается как часть систем управления предприятием и требует интеграции.

Заказчики.

Самый общий вывод, который можно сделать после окончания исследования, ЭО в России пока не имеет такого же широкого распространения как на Западе. 37% компаний, приглашенных к участию в исследовании, указали, что пока не задумывались о внедрении ЭО. И только 5% участников исследования используют ЭО более пяти лет.

С другой стороны, есть большой потенциал роста рынка. 34% респондентов исследования только начали внедрение системы ЭО в компаниях и еще 6% респондентов планируют внедрить ЭО в ближайшее время.

У некоторых из тех респондентов, кто заявлял о полноценном внедрении ЭО в своей компании, по факту оказывались лишь 2 — 3 курса в свободном доступе или учетная база по обучающим мероприятиям в формате Excel. Таким образом, можно заключить, что компании не всегда представляют, что же такое ЭО.

Компании, использующие ЭО, можно охарактеризовать как компании с развитой региональной сетью и большим количеством персонала, для которого надо проводить стандартизированное обучение.

Сегментация Заказчиков.

Перед началом исследования было выдвинуто предположение о возможной сегментации Заказчиков по продуктам и услугам, по бюджетам на e-learning, по численности персонала и т. д. Исследование предпосылок для такой сегментации не выявило.

На настоящий момент можно сегментировать Заказчиков российского корпоративного рынка по уровню знаний об использовании ЭО.

Заказчиков можно разделить на 4 группы:

  • ничего не знают об ЭО и не собираются его использовать («непосвященные»)
  • собираются использовать, но очень плохо знают, что это такое, чувствуют себя неуверенно в предмете («новички»)
  • «пользователи» ЭО
  • «продвинутые пользователи» ЭО

Строго говоря, «продвинутыми», разбирающимися в предмете можно назвать лишь 10 Заказчиков. Ключевое отличие этих экспертов от всего остального рынка — их восприятие ЭО. Они воспринимают ЭО не как самоцель, дань моде, а как инструмент системы обучения, играющий важную роль в обучении и развитии персонала.

Ведущими отраслями по внедрению ЭО являются

· Горно-металлургическая отрасль

· Природные ресурсы и энергетика

· Страховая отрасль

· IT и Телекоммуникации

В секторе ритейла ЭО используют не так широко.

Продукты.

Как уже отмечалось в блоке «Заказчики», клиенты все больше хотят самостоятельно создавать курсы, подходящие им по корпоративному духу и так далее. В связи с этим возрастает интерес к авторским средствам и требования к ним. Заказчики хотят, чтобы авторское средство предоставляло больше возможностей, было более удобным в использовании (1 кнопка — и готово), для того, чтобы использовать его могли сотрудники любого уровня персонала. Например, для передачи какого-то уникального специфического опыта от одного сотрудника к другому.

Также Заказчики говорят о желании обучать своих специалистов использованию авторских средств и другим продуктам на базе их поставщика. Таким образом, обладателями знания о продуктах ЭО должны стать не только сотрудники отдела обучения и развития персонала, но и специалисты, и функциональные менеджеры.

Общим пожеланием пользователей к продуктам ЭО является удобство и простота их использования так, чтобы легко пользоваться ими мог и администратор, и тьютор обучения, и обычный сотрудник из регионов. Наряду с этим на рынке западных провайдеров отмечается тенденция к упрощению программных средств (Microsoft).

Тенденции использования ЭО Заказчиками.

Если говорить о тенденциях использования ЭО среди «продвинутых» Заказчиков, то для них характерно то, что большинство процессов, связанных с использованием ЭО, эти компании выполняют внутренними силами, без активного участия провайдера (например, внедрение, поддержка, help desk сотрудников, разработка стратегии ЭО, создание курсов и др.). Более того, при инициации создания новых направлений ЭО или новых курсов эти компании стараются децентрализировать процесс (центром выступает департамент обучения и развития персонала) и передать инициативу функциональным подразделениям. Таким образом, носителями знания об ЭО становятся не только сотрудники департамента обучения и развития или отдельный менеджер, а «агенты» внутри компании, в ее ключевых подразделениях. Например, в производственной компании это могут быть сотрудники производства или менеджеры розницы в ритейле.

Также компании предпочитают осуществлять все процессы внутренними силами из-за того, что поставщики часто затягивают сроки исполнения работ и их услуги стоят дорого.

Кроме этого, общей тенденцией можно назвать увлеченность Заказчиков технологиями ЭО. Пока они как будто «играют» в ЭО, его инструменты, подчас забывая о конечной цели, оценке эффективности использования обучения.

Преграды на пути развития ЭО и пути их обхода.

Можно выделить следующие основные барьеры внедрения ЭО:

  • Недоверие к ЭО со стороны сотрудников
  • Недостаточная мотивация сотрудников к использованию ЭО
  • Низкое качество ЭО (в частности, готовых курсов)
  • Непонятная эффективность обучения
  • Отсутствие поддержки со стороны топ менеджмента
  • Высокая стоимость ЭО
  • Неразвитость инфраструктуры и технические ограничения

Для того чтобы обойти существующие барьеры, мы рекомендуем обращать внимание Заказчика на эти моменты на старте проекта. Обращать их внимание на важность привлечения топ менеджмента к внедрению ЭО в компании и хороший внутренний PR.

При обсуждении преимуществ внедрения ЭО в компании фокус должен быть не только на том, что получит от этого компания, но также на том, какие выгоды от ЭО увидит для себя каждый отдельный сотрудник и его непосредственный руководитель. Пользователи ЭО должны понимать, зачем им лично ЭО.

Кроме того, персонал компании надо обучать тому, что такое ЭО, его возможностям и особенностям использования.

Потребительские предпочтения текущих и потенциальных Заказчиков ЭО.

Провайдеры.

Выбор поставщика происходит по следующим критериям:

1. На основе рекомендации от других Заказчиков (в 85% случаев). Здесь надо отметить, что Заказчики доверяют только другим Заказчикам, больше никому.

2. Заказчики ищут информацию по провайдерам в Интернете. Чем больше информации существует, тем больше вероятность приглашения к участию в тендере или к дальнейшему сотрудничеству.

3. Тендер, причем предпосылками к участию в тендере являются все вышеперечисленные критерии.

Также наблюдается тенденция, которая не была четко обозначена в исследовании, но отмечается экспертами: из-за возможных проблем с интеграцией другой системы клиенты склонны ставить дополнительные HR/learning-модули к существующей системе.

В целом, Заказчики удовлетворены качеством продуктов и услуг провайдеров на среднем уровне.

Самая распространенная претензия, предъявляемая Заказчиками к поставщикам, — это затягивание сроков и нарушение своих обещаний. Заказчики отмечают, что клиентоориентированность провайдера заканчивается после внедрения продуктов, обещают поставщики много, а на деле половина из этого не может быть выполнена.

Также отдельные провайдеры из-за нехватки ресурсов часто не могут выполнить масштабную задачу «крупных» компаний. Поэтому Заказчики говорят о необходимости объединения провайдеров для выполнения какого-нибудь крупного заказа.

Проблема, которая напрямую не адресована поставщикам, — это отсутствие хороших Интернет-каналов России. Это обстоятельство является значительным препятствием к расширению доли ЭО в общем плане обучения. Соответственно, можно предположить, что выиграет тот провайдер, который сумеет предложить хорошее решение в обход этой проблемы.

Компоненты ЭО.

Исследование выявило, что сейчас самыми часто используемыми компонентами ЭО являются:

  1. Библиотека электронных курсов
  2. Просто слайды
  3. LMS

К LMS Заказчики предъявляют требования по гибкости, удобству администрирования и пользования, быстроте и надежности. К готовым курсам у Заказчиков существуют пожелания по качеству. Ко всем курсам — пожелания по выдерживанию сроков их изготовления.

Сейчас и в ближайшем будущем самыми востребованными становятся курсы по продуктам компании, профессиональным навыкам и знаниям и:

  1. MS Office
  2. Induction
  3. Курсы по корпоративной этике, ценностям, культуре компании
  4. Управление проектами
  5. Эффективные переговоры и тайм менеджмент
  6. Продажи
  7. Изучение систем компании (Lotus Notes и др.)
  8. Управление стрессом
  9. Презентация
  10. Финансы для нефинансистов
  11. Управление мотивацией
  12. Управление конфликтами

Взаимодействие провайдера и Заказчика ЭО.

Заказчики выделяют 4 этапа взаимодействия с провайдером:

  1. Подготовка
  2. Разработка
  3. Внедрение
  4. Поддержка

Они указывают, что на каждом этапе активность со стороны провайдера должна быть максимальной, и также эта активность не должна прекращаться на этапе внедрения и поддержки, как часто сейчас происходит.

Заказчики хотели бы, чтобы идеальный провайдер обладал такими характеристиками, как:

  1. Квалификация

    а. Провайдер — источник экспертизы, он готов ею делиться с клиентами

     б. Консультанты компании-провайдера профессионально разбираются в бизнесе клиента
  2. Клиентоориентированность и индивидуальный подход к клиенту
  3. Качество продукта/услуг
  4. Скорость/оперативность
  5. Предложение по поддержке услуг/персонального менеджера
  6. Постоянное развитие
  7. Стоимость, адекватность и прозрачность ценообразования.
  8. Открытость к альянсам как с другими провайдерами ЭО, так и с тренинговыми компаниями

Так как решение о покупке ЭО принимают, в основном, специалисты T&D отдела (хотя внутренним заказчиком могут являться разные подразделения), важно, чтобы в команде продажников/эккаунтов со стороны провайдера был специалист, разбирающийся в теме обучения и развития персонала. Этот специалист будет позиционировать ЭО не как самостоятельное направление, а как инструмент, помогающий решить задачи обучения и развития, как часть общей системы обучения, blended learning. Заказчикам важны не инструменты, а результаты обучения персонала.

В настоящее время потенциальные Заказчики не до конца представляют себе возможности ЭО. Их знания об этом продукте основываются на информации, взятой из Интернета, предложений самих провайдеров и посещения специализированных мероприятий и конференций, если есть время. Эта информация не всегда полная. Например, немногие Заказчики в России знают, что такое LCMS. Соответственно, очень часто Заказчики исходят не из своих потребностей, а из того, что они смогли найти на рынке.

Основной источник информации о том, что происходит на рынке e-learning — это Интернет (55% опрошенных). На рисунке 7  показано, как распределились остальные ответы:

Рис. 7: Источники информации о рынке электронного обучения

Участники исследования выделили 3 наиболее важных события на рынке ЭО:

  • Выставка «Дистанционные технологии в корпоративном обучении»

В категории «другое» участниками были выделены следующие мероприятия:

  • Семинары компании WebSoft
  • Семинары компаний — провайдеров
  • Семинары компании Competentum
  • Семинары RedCenter
  • Конференция в Минске («Медиум»)
  • E-learning and Blended Learning Excellence (Барселона)
  • Конференции Абитил
  • Выставки по информационным технологиям в целом

В тоже время, 40% участников отметили, что информации недостаточно.

____________________________________________________________

Глоссарий исследования:

E-learning (электронное обучение) - обучение, поддерживаемое и стимулируемое посредством использования информационных и коммуникационных технологий (определение Мэксин Меллинг (Maxine Melling)).

Blended learning (смешанное обучение) - форма организации обучающего процесса, которая подразумевает сочетание различных инструментов обучения (определение www.trainings.ru).

LMS (Learning Management System) - высокоуровневое, стратегическое решение для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая он-лайн обучение и курсы, проводимые с преподавателем (определение www.trainings.ru).

LCMS (Learning Content Management System) - программа, управляющая созданием, хранением, первичным и повторным использованием учебных материалов (контента) (определение www.trainings.ru).

Электронный курс - обучающий курс, поставляемый посредством информационных или коммуникационных технологий.

Авторское средство (authoring tool) — ПО, которое используется для создания и редактирования учебных материалов.

В исследовании принят термин «электронное обучение» (ЭО).

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования