7 шагов для выхода учебного портала в сеть интернет

WebSoft, специалист по IT-решениям для управления эффективностью персоналом
6 августа 2017 г.

На конференции «Е-Практика 2017» Райнур Хамидуллин, начальник отдела обучения и администрирования систем Бинбанка, рассказал о том, как учебный портал вывели за рамки корпоративной среды. Этот опыт уникален тем, что для банковской сферы решение вопросов безопасности при открытии тех или иных ресурсов вовне всегда является достаточно сложным. Конечно, это связано с рисками потери данных и мошенничества. И, в тоже время, каждая современная организация понимает необходимость предоставления сотрудникам непрерывного обучения. Наш ритм жизни диктует новые условия для получения знаний, которые не могут быть привязаны только к корпоративному учебному порталу на рабочем месте. Назначенный курс или тест должен стать доступным для изучения в любое время и в любом месте: на работе, в транспорте, дома или в кафе. Там, где сотруднику это удобно. Именно поэтому корпоративные учебные порталы постепенно выходят в интернет. Как именно это происходит, читайте далее в кейсе.

  • Компания: Бинбанк.

  • Год реализации проекта: 2016—2017.

  • Период функционирования проекта: 1 год.

  • Задача проекта: дать возможность непрерывного удобного мобильного обучения для сотрудников банка в любое время и в любом месте.

  • Реализация проекта: создание дополнительного внешнего учебного портала в DMZ с настройкой передачи данных между двумя порталами.

Год назад на конференции «Е-Практика 2016» Райнур Хамидуллин уже рассказывал об этом проекте. На тот момент он только стартовал. Сейчас, спустя некоторое время, можно не только подытожить основные шаги для реализации подобного проекта, но и наметить дальнейшие планы развития.

Рассмотрим последовательно на примере кейса, что нужно сделать для того, чтобы вывести портал в интернет.

Шаг 1. Обоснование необходимости такого проекта.

То есть в компании должно быть понимание того, что сотрудникам действительно нужен доступ к обучению вне корпоративной сети и они смогут этим доступом воспользоваться: есть мобильные телефоны, есть нужный интернет-трафик, есть постоянная необходимость в прохождении обучения, есть потребность и готовность обучаться на смартфонах, планшетах.

Шаг 2. Согласование проекта со службой безопасности компании.

Стоит отметить, что какими бы маркетинговыми ходами сотрудник отдела обучения не подходил к сотруднику отдела безопасности, разговаривать надо на языке последнего. То есть, в первую очередь, постараться донести необходимость и целесообразность такого проекта и быть готовым внимательно выслушать требования службы безопасности. Чаще всего можно услышать категорическое «нет». В случае с Бинбанком, длительные переговоры все же перевели «нет» сначала в «может быть», потом в «да». Правда, на условиях службы безопасности. В результате проект был реализован с помощью копии, то есть еще одного внешнего учебного портала в DMZ (англ. Demilitarized Zone — демилитаризованная зона, сегмент сети, содержащий общедоступные сервисы и отделяющий их от частных).

Шаг 3. Синхронизация данных или реплики для порталов.

Так как теперь у БинБанка появилось два портала (внутренний и внешний), необходимо было настроить обновление данных между ними. Так, чтобы, независимо от того, на каком портале учится сотрудник, он открывал актуальные курсы, попадал в свои программы обучения в зависимости от его должности и мог смело проходить тесты, сохраняя результаты своего обучения.

Это потребовало настроить обновление данных в двух направлениях:

  • редко изменяющиеся (должность, подразделение) и

  • часто изменяющиеся (результаты теста, незавершенное обучение, критическое обновления контента).

Объекты, изменяющиеся редко, реплицируются один раз в сутки с помощью автоматизированной синхронизации через сервер обмена данными (базовый функционал системы WebTutor с возможностью технической поддержки в случае возникновения проблемных ситуаций). Часто изменяющиеся объекты реплицируются три раза в сутки, но также автоматически с помощью разработанного агента.

Шаг 4. Разработка дизайна внешнего портала.

Одним из ключевых моментов внешнего портала является его мобильность. То есть мы должны понимать, что учиться на этом ресурсе будут не только на компьютерах, но и на смартфонах и планшетах. Это, в свою очередь, требует адаптивной верстки сайта и удобного привлекательного дизайна для мобильной версии портала. Пройдя несколько вариантов эскизов, финальная версия внешнего учебного портала Бинбанка приобрела современный и лаконичный вид:

В основном разделе внешнего портала обучения находятся:

  • учебные блоки (курсы, тесты, тренинги, МЕМО - ежедневные рассылки),

  • информация о назначенном обучении и сроках,

  • блоки новостей и различные анонсы проектов и мероприятий,

  • элементы геймификации: рейтинги успеваемости сотрудников.

Мобильная версия портала похожая, но немного упрощена переносом блоков сайта вниз страницы:

Шаг 5. Настройка авторизации на внешнем портале.

Еще один момент, который может отличать использование внутреннего и внешнего порталов, это авторизация. Во внутренней корпоративной сети это может быть автоматическая авторизация при входе на свой ПК (Windows авторизация) либо при регистрации в одну из банковских систем. Во внешней сети потребуются дополнительные способы проверки данных для входа. В Бинбанке этот вопрос решили с помощью Basic авторизации.

Шаг 6. Выбор адреса внешнего портала.

Учитывая, что адрес портала скорей всего потребуется ввести вручную, а, возможно, и не один раз (при использовании различных устройств), он должен быть простым и легким для запоминания. В Бинбанке провели опрос для выбора адреса портала, а после определения победителя изготовили специальные браслеты для новичков. На браслете, который выдают новичку при первоначальном тренинговом обучении, указан адрес внешнего учебного портала: sdo.binbank.ru

Шаг 7. Планы развития проекта.

После решения первоочередных вопросов для выхода учебного портала в сеть интернет, стоит наметить дальнейшее развитие проекта. В рассмотренном кейсе есть несколько шагов, которые требуют доработки. В планах автора данного проекта стоят такие задачи, как поиск вариантов мгновенной и автоматической синхронизации всех данных между двумя порталами и анализ активности использования внутренних и внешних учебных ресурсов. И, как любой новый проект, внешний портал нуждается в постоянной PR-поддержке и продвижении идеи удобства подобного обучения среди сотрудников банка.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования