Система дистанционного обучения персонала завода «Шинглас»: старт проекта

Надежда Маслова, руководитель проектного офиса, СБЕ Скатная кровля (корпорация «ТехноНИКОЛЬ»); Денис Якорев, начальник отдела разработки автоматизированных обучающих систем (ООО «Иторум»); Александр Воронцов, заместитель генерального директора (ООО «Иторум»)


10 января 2012 г.

Завод «Шинглас» является одним из передовых и быстроразвивающихся предприятий корпорации «ТехноНИКОЛЬ». Чтобы занимать лидирующее положение на рынке строительных материалов, руководство завода и корпорации уделяет огромное внимание качеству своей продукции и оптимизации затрат на ее изготовление. Очевидно, что это было бы крайне проблематично без постоянного совершенствования всех составляющих бизнеса, включая уровень квалификации персонала, который является одним из базовых элементов TQM (Total Quality Management — всеобщее управление качеством).

Важность процесса обучения можно объяснить двумя особенностями предприятия. Во-первых, для него характерно изменение численности персонала, связанное с ростом потребления строительных материалов в период «весна — осень». В это время количество рабочих возрастает примерно на 30 %.

Второй особенностью является предстоящий запуск абсолютно новой и передовой в техническом плане производственной линии. В связи с этим необходимо в сжатые сроки подготовить три смены технического персонала. Кроме начального обучения каждому специалисту, занятому на новом производстве, необходимо будет предоставить возможность постоянного доступа к качественной и достоверной информации в течение всего жизненного цикла производственной линии.

До внедрения системы дистанционного обучения подготовка специалистов на предприятии велась традиционным способом: занятия по общим вопросам проводились руководством предприятия, а обучение устройству и правилам эксплуатации оборудования - операторами соответствующих станков на местах. Очевидно, что подобная схема обучения имеет ряд недостатков. А именно: отрыв квалифицированных высокооплачиваемых специалистов от их основной деятельности; широкий разброс информации, которые получали обучаемые, зависящий, как от уровня знаний наставника, так и от его педагогических способностей; не соответствие принципу организации формального обучения философии TQM. Все это усугубляется уникальностью производства и его постоянным расширением. При данных условиях тенденция отвлечения специалистов для обучения будет усиливаться. А постоянно содержать преподавателей на заводе экономически нецелесообразно.

Учитывая данные аспекты в марте 2011 года руководством завода «Шинглас» совместно с компанией «Иторум» был начат проект, направленный на решение задач совершенствования системы обучения персонала.

В результате анализа ситуации, сложившейся на предприятии, были определены следующие основные направления работы:

1. Совершенствование существующей на предприятии системы обучения и развития персонала. Включение в процесс обучения возможности самообучения и аттестации сотрудников предприятия в соответствии с направлениями их деятельности на основе системы дистанционного обучения (далее Системы).

2. Разработка и насыщение Системы качественным учебным контентом, который бы позволил: во-первых, значительно сократить продолжительность и затраты на обучение персонала; во-вторых, обобщить и формализовать имеющиеся знания о технологических процессах и донести их до всех специалистов предприятия.

Сегодня на предприятии успешно реализуются оба этих направления. Ведутся работы по внедрению единой системы обучения, оценки и развития персонала, которая позволяет решить большинство вопросов, связанных как с самим обучением, так и с организацией данного процесса. В качестве средства автоматизации выбрана платформа WebTutor, как наиболее полно отвечающая потребностям предприятия и поставленным задачам.

В результате проекта должны быть автоматизированы следующие процессы:

  • обучение всего персонала при приеме на работу и переводе на другую должность (для обучения и адаптации на новом рабочем месте);
  • обучение всего или части персонала при необходимости расширения профессиональных знаний и навыков в процессе работы в должности (если, например, устанавливается дополнительное оборудование уже после запуска линии, или какие-то элементы линии подвергаются модернизации и меняются особенности работы на оборудовании, или кардинально меняется порядок заполнения отчетных документов по смене в базе 1С);
  • обучение персонала при проведении дополнительного тематического обучения и аттестации (как, например, глобальная аттестация всего персонала по бережливому производству).

С помощью редактора электронных курсов CourseLab разработаны электронные курсы по общему устройству, правилам эксплуатации и ремонту технологического оборудования новой производственной линии и вспомогательных систем.

В результате выполнения проекта планируется создать около 100 учебных модулей. Основной объем графической информации (статической, динамической, интерактивной) этих модулей формируется на основе трехмерных моделей оборудования, что позволяет добиться 100% узнаваемости и технической достоверности объектов, а также сократить затраты на разработку учебного контента.

В состав учебного контента также включены интерактивные тренажеры, позволяющие операторам ознакомиться с правилами эксплуатации оборудования, особенностями различных режимов его работы и действиями в экстренных ситуациях.

Каждый разработанный модуль проходит многократную проверку и тестирование группой специалистов, как входящих в состав команды проекта, так и сотрудников завода «Шинглас».

Обучение с использованием системы будет проходить в специально оборудованном компьютерном классе. Также обучаемые будут иметь возможность удаленной работы с системой через Internet. Точка входа в систему имеется и на корпоративном портале предприятия.

Условно жизненный цикл данного проекта можно разделить на 2 этапа:

• проектирование, внедрение (до ввода в эксплуатацию);

• эксплуатация системы.

Схема жизненного цикла системы представлена на рисунке ниже. Красной линией отмечено текущее состояние проекта.

Второй этап более интересен, так как он в основном определяет эффект от использования Системы.

На втором этапе основными задачами являются:

• поддержка актуальной информации в учебных модулях при изменении конструкции линии, правил ее эксплуатации и перечня специальностей;

• расширение учебной информации (добавление вспомогательных материалов);

• наращивание функционала в плане оценки и аттестации персонала, создание карьерного портала для автоматизации процессов подбора персонала.

На данный момент завершены работы по программно-технической составляющей Системы, разработана большая часть учебных модулей, сформированы блоки тестирования персонала по отдельным темам, уточняется состав программ обучения по каждой рабочей позиции.

Надежда Маслова, руководитель проектного офиса, СБЕ Скатная кровля (корпорация «ТехноНИКОЛЬ»):

«Основными целями проекта являются:

1) повышение эффективности процесса обучения и сокращение периода адаптации новых сотрудников;

2) обеспечение возможности профессионального развития персонала за счет построения системы непрерывного обучения и самообучения;

3) получение объективной оценки текущего уровня знаний, возможность эффективного управления процессом развития сотрудников.

На наш взгляд, одним из наиболее значимых преимуществ внедрения Системы является возможность индивидуализации обучения и построения эффективного курса для каждого сотрудника с учетом уровня его базовых знаний, объема и глубины обучающего материала, необходимого для конкретного рабочего места, а также интенсивности прохождения обучающей программы. Другим несомненным плюсом является возможность создания единой систематизированной базы накапливаемых знаний, их открытость и доступность для всех сотрудников. Также стоит отметить простоту в эксплуатации внедряемой Системы и затраты минимального количества ресурсов на ее поддержание и дальнейшее усовершенствование.

При разработке обучающей программы мы планируем охватить широкую область компетенций, необходимых для эффективной работы каждого сотрудника на нашем предприятии, начиная от особенностей отрасли, в которой работает корпорация «ТехноНИКОЛЬ», и заканчивая индивидуальным набором специальных знаний и навыков по каждому рабочему месту.

Результатом проекта на ООО «Завод Шинглас» мы видим создание гибкой системы управления процессами обучения, развития и оценки персонала, которая станет базой для успешного запуска нового производства и быстрого достижения запланированного уровня эффективности предприятия в целом».

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования