Мифы о коучинге

Екатерина Филонова, коуч-консультант
13 августа 2003 г.
Все чаще в среде консультантов, психологов и менеджеров по персоналу можно услышать модное слово - коучинг. Растет число специалистов, искренне уверенных в том, что они владеют технологией коучинга. Ознакомившись с изданной в 2001 году на русском языке книгой Джона Уитмора, многие решили, что это именно то чем они занимались на протяжении нескольких последних лет.

В описании коучинга многие профессионалы узнали то, к чему пришли интуитивно, в процессе творческого поиска наиболее успешных способов работы с клиентом. Существует мнение, что действительно хорошая идея приходит в голову сразу многим, просто настает время для этой идеи. Однако если речь идет об услуге которую рекламируют на рынке хотелось бы чтобы то, что продается понималось однозначно и продавцами и покупателями.

В последнее время удивляет многообразие трактовок понятия «коучинг». Некоторые менеджеры называют так личное наставничество с делегированием ответственности от «начальников» к «подчиненным». Психологи и психотерапевты полагают, что коучинг – это то, чем они всю жизнь занимались. По их мнению, клиенты меньше боятся слова коучинг чем слова психотерапия. Сменив название, они решают: психотерапевты пусть терапевтируют «бедных и больных», а мы будем под другой новой вывеской учить «богатых и здоровых». Методы и способы при этом автоматически переносятся из прошлого опыта психотерапии. Существует группа тренеров личностного роста объявившая себя коучами, решивших, что им ничему новому учиться не стоит, потому как коучинг это тот же самый личностный рост.
Еще есть консультанты, свято уверенные в том, что коучинг это есть индивидуальное тренерство, предназначенное для VIP-персон. Внутри разношерстного профессионального сообщества «коучей» не угасают споры о том, может ли коуч отвечать на вопросы или только задает их, о технологиях коучинга и о том, что все-таки считать коучингом. В России в настоящий момент коучем может считаться любой, кто так себя называет и каждый вкладывает в этот термин свой смысл. Тем хуже для коучинга. Клиенты многочисленных коучей, как правило, не имеют представления о самом коучинге.

В связи с этим существует опасность что, понятие коучинг станет буквально «вешалкой для проекций», а специалистам, именующим себя коучами, будут предъявлены различные требования, базирующиеся на ожиданиях клиентов. Каковы же основные стереотипные рамки ожиданий относительно коучей и коучинга на российском рынке?

Ожидания клиента зависит от того, какой миф о коучинге он усвоил, впервые услышав это слово, и в каком контексте он это слово услышал. Мифы создают сами коучи, поняв это явление по-своему, и внеся некоторые личные «уточнения». Из типовых мифов вытекают, соответственно, типовые ожидания.

Миф 1. Коуч – это личный советник, экспертный консультант по всем или почти всем вопросам. От коуча в этой ситуации ждут советов, готовых мнений, правильных решений. Ответственность за правильность естественно несет коуч.

Миф 2. Коучинг - это личное наставничество, состоящее из контроля и внешней мотивации сотрудников компании. Коуч – палка-погонялка для ленивого персонала, тот на кого можно переложить ответственность. Ожидания: будет доносить до персонала то, что нужно руководству, а персонал каким-то чудесным способом вдруг захочет это выполнять. Отвечает за правильность донесения идей руководителя и результат тоже коуч.

Миф 3. Коуч – психолог (психоаналитик, психотерапевт) что в массовом сознании почти одно и то же, при первом лице. Ожидания примерно такие как в фильме «Анализируй это!». К тому же целый список страхов. Вдруг он узнает больше чем нужно? Вдруг будет утечка информации? Если я с ним работаю, значит со мной что-то не так. Я что сам не могу разобраться со своими проблемами? Если он мне помогает, он что - умнее меня?

Сталкиваясь с этими и другими мифами о коучинге, невольно задумываешься о том, что в этой области необходим порядок и определенность до того, как эпидемия коучинга распространится по всей России. Если не ввести ясность и не избавиться от мифов, есть опасность, что ныне модное явление может себя дискредитировать.

Источник: "Элитный Персонал"

COPYRIGHT 2006 © Trainings.ru - портал об обучении и развитии персонала. Права на материал принадлежат компании «Амплуа-Брокер». При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования