Три ключа при работе с внутренними экспертами

Венера Старкова, начальник отдела по обучению и развитию, Eriell Group
11 мая 2017 г.

Любая работа по управлению знаниями рано или поздно направляет нас к людям, которые станут ключевыми проводниками изменений компании. Именно они смогут открыть свою экспертизу и опыт другим сотрудникам, помогут сохранить и распространить знания в компании. Работу с внутренними экспертами считаю ключевой. Как известно, один в поле не воин.

Эта трудная работа с людьми — даёт невероятный результат. Вы сможете получить одновременно три ценности: сохранять и передавать знания, мотивировать сотрудников, оптимизировать затраты на обучение.

Главное правильно подобрать ключи при работе с внутренними экспертами.

Ключ 1. Как найти экспертов?

Вы смело можете выбрать два пути поиска экспертов, все зависит от ваших целей и информации, которую планируете получить и использовать.

Через профессиональные компетенции.

  • Выделите ключевые области знаний (бизнес-процессы, профессии, ценную информацию) для вашей компании.

  • Задайте себе вопросы: Кто отвечает за эти направления? Кто лучше всего владеет информацией? Главный эксперт, руководитель подразделения, владельцы бизнес-процесса или сотрудник, который давно работает?

  • Назначьте выбранного эксперта ответственным за сбор, обновление и передачу ценной информации. Заранее договоритесь о способе взаимодействия.

Через развивающие проекты.

  • Внимательно присмотритесь к лидерам и участникам внутренних проектов: наиболее яркие и готовые делиться своими знаниями могут стать вашими экспертами.

  • Запустите активности, которые помогут собрать инициативных людей вместе: спортивный или интеллектуальный марафон, корпоративный тренинг или просто обсуждение ближайшего праздника — 23 февраля.

  • Определите ценности, которые вам могут дать ваши неформальные лидеры: кто-то умеет делать отличные диаграммы в PTP или знает все последние изменения ПДД, а другой может стать вашим проводником для популяризации Lync среди сотрудников.

Ключ 2. Как передавать знания.

После того как вы нашли экспертов, нужно решить в какую форму одеть их знания.

Решения могут быть разные: глубоко проработанные и системные или быстрые и простые. На первом этапе рекомендую — быстрые решения, они помогут запустить активность среди сотрудников и подготовят фундамент для дальнейшей более глубокой работы.

Возможные быстрые решения:

  • Обзоры по итогам пройденного профессионального семинара, конференции, выставки (топ-10 последний тенденций в оценке персонала, обзор последний изменений в налоговом законодательстве). Сделайте это правилом для участия во всех внешних мероприятиях для сотрудников.

  • Обмен опытом среди сотрудников: мастер-классы, мини-тренинги по развитию навыков (сводная таблица в Excel, работа с календарем в Outlook, как эффективно провести интервью с кандидатом).

  • Расскажите сотрудникам о работе отдела, ключевых проектах, проанализируйте их итоги (успехи и провалы). Информацию можно переложить в дистанционные курсы или анимированные презентации, а материалы собрать в одном доступном для всех месте - например, корпоративном портале.

  • Мастер-классы с приглашенными экспертами. Такие мероприятия можно сделать регулярными и открытыми для всех сотрудников. Стоять они будут сравнительно недорого, зато дадут мощный толчок для творческой активности среди сотрудников.

  • Сделайте свою «Книжную полку»: соберите в одном месте книги, рекомендованные коллегами, руководителями и экспертами. Делитесь новинками и своими впечатлениями от прочитанной книги.

  • Тематические корпоративные блоги или профессиональные сообщества. Здесь можно поделиться актуальной информацией, получить консультацию эксперта (консультации HR-специалиста на все социально-бытовые вопросы (вопрос-ответ); лайфхаки по работе в Excel или Think-cell; Английский клуб - материалы и ссылки на интересные источники для самообучения).

  • Игровые и соревновательные проекты: «Поделись своим знанием» (поделиться с коллегами своей экспертизой), «Интеллектуальный марафон» (про отрасль, бизнес, историю компании).

Аудиторию для внутренних мероприятий можно собирать несколькими путями: точечно, кому информация может быть потенциально полезна; коллеги из своего отдела или пригласить всех любопытствующих.

Ключ 3. Как получить от экспертов максимум.

Мотивируйте ваших экспертов. Предлагаю несколько видов материальной и нематериальной мотивации, которые на моей практике работали с разными экспертами. Главное — найти к каждому индивидуальный подход.

  • Устройте соревнование между экспертами: введите систему баллов за разные активности, которые потом можно перевести в материальные блага по принципу «кафетерия»: премия, обучение, компенсация занятий английским, годовая подписка на профессиональное издание, книги. Главный принцип - развивающий эффект, чтобы бонус мотивировал к дальнейшему развитию.

  • Пиарьте ваших экспертов внутри компании: это могут быть рейтинги с их результатами, регулярные рассылки с мероприятиями, красочные объявления с ключевыми тезисами на офисной кухне.

  • Привлеките внимание руководителей: это хорошо работает, когда нужно подвести итоги, провести награждение среди экспертов и отметить их заслуги. Иногда даже приказ о назначении ответственный на определенный проект — может сработать.

  • Выберете для эксперта оптимальный формат: один предпочитает выступать на публике — дайте ему возможность проявить себя, соберите для него аудиторию; для другого устройте круглый стол с чаем и печенками. Третий — отлично пишет — он сможет вести профессиональный блог или станет модератором профессионального сообщества.

И самое главное — отбросьте все сомнения. Вначале будет сложно: вовлечь людей, переубедить сомнения и страх, возможно, будет сопротивление: так не привыкли, сложно. Начать работу можно с маленьких шагов. Вы сами удивитесь, что коллеги начнут предлагать новые идеи, с энтузиазмом браться за новые задачи. Вы сможете провести более глубокую и системную работу над сохранением и распространением знаний в компании. Но вы будете уже не одни. Главное правильно подобрать ключи к вашим экспертам.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования