Бизнес-тренер — лидер изменений

Сергей Кулыгин, руководитель консалтинговых проектов, HR-директор компании «Банк жилищных решений»
20 марта 2017 г.


Что представляет собой бизнес-тренер в современном меняющемся мире? Что определяет понимание этой профессии? Многие бизнес-тренеры задаются подобными вопросами. Ответы отличаются, и порой — кардинально, даже одного и того же человека в разные периоды его жизни. Каждый ищет свою собственную правду и пытается найти её. Только вот вместе с профессиональным ростом человека его правда растёт и изменяется, а вернее, переосмысливается. Какой же из ответов на поставленные вопросы верный? Давайте попробуем разобраться вместе.

Начнём с определения понятий. Бизнес-тренер — это специалист, который в формате тренинга занимается краткосрочным обучением персонала, развитием навыков, необходимых как в настоящей профессиональной деятельности, так и в перспективе. В одной из статей (к сожалению, не помню в какой) мне понравилось определение, что бизнес-тренер — это лидер изменений, вдохновляющий сотрудников на перемены в себе и в компании. То есть, это человек, способный через обучение и развитие персонала вызвать в людях стремление не только к собственному развитию, но и к изменению вектора движения всей компании. Это профессионалы, формирующие будущее не только компании/компаний, в которой они работают или с которыми сотрудничают, но и страны в целом. И это не громкие, пафосные слова. Профессиональный бизнес-тренер, являясь носителем культуры или целого идеологического направления, способен формировать у участников обучения новые мышление, культуру управления, взаимодействия с сотрудниками, клиентами, подходы в ведении бизнеса в зависимости от темы тренинга. Это, конечно, в идеале. Но на деле так выходит не всегда. В работе бизнес-тренера, который стремится стать лидером изменений (или уже стал им), есть несколько составляющих. Первая из них — наличие профессионального стержня. Приведу пример.

В этом году я участвовал в тендерном отборе тренеров для ведения тренингов по программам одного крупного российского банка. На мероприятии я находился два дня, и вот что меня поразило, точнее, стало открытием — большинство тренеров ведут свои тренинги чуть ли не «под копирку»: одинаковые упражнения, активности и стиль ведения тренинга. Я не почувствовал в присутствующих тренерах профессионального стержня, идеи, которую они хотят донести участникам (а это и есть одна из причин отсутствия у тренеров профессиональной индивидуализации, неповторимости и уникальности). Почему так, спросите вы? По моему мнению, здесь есть несколько причин:

- игнорирование принципа: «либо развитие, либо деградация, третьего не дано». Многие тренеры, достигнув определенного успеха, забывают о том, что человек (и как личность, и как профессионал) не может держаться на одном уровне, он либо совершенствуется, либо скатывается вниз. Тренеры перестают развиваться, не стремятся к раскрытию себя в своей профессии, а ведь только так и можно помочь другим в их профессиональной деятельности;

- ролевая модель тренеров, сформировавшаяся на тренинговом рынке. Это как мода на определённый бренд, одежду, технику, фильмы и т. п. Её копируют вслепую, не стараясь адаптировать под себя. (Я не пытаюсь дать оценку существующим тенденциям, а лишь обозначаю факт наличия такой модели и слепого её копирования);

- отсутствие собственной идеи, которую тренер несет людям в рамках темы тренинга. В более широком смысле, — непонимание своей миссии в этой профессии, своего предназначения, которое человеком движет и которым он живёт. Это то, что определяет тренера, как профессионала, окрыляет его и позволяет быть самим собой, а именно — уникальным.

Первый вывод — для того, чтобы стать лидером изменений, вдохновляющим сотрудников на изменение себя и компании, а не просто специалистом по обучению и развитию персонала, очень важно иметь профессиональный стержень, внутреннюю философию, идею, которой вы горите и которой заражаете и заряжаете других на своих тренингах. Как это сформировать?

  1. Прежде всего, ответьте себе на вопрос, кто вы как тренер? Какими ценностями и принципами вы руководствуетесь в своей работе? Что для вас, как для тренера, есть результат обучения?

  2. Изучите рынок. Какие современные тренды преобладают в бизнес-обучении? В какой теме/темах вы хотите быть экспертом, и какие требования в рамках данных тем предъявляются к тренерам?

  3. Сформируйте идеальный образ бизнес-тренера, который вас вдохновляет и который вы бы хотели воплотить в реальности. Подумайте над своим неповторимым, уникальным стилем ведения тренинга в рамках вашей специализации.

  4. Составьте ваш Индивидуальный план развития. Каждый год проверяйте его, насколько он соответствует вашим ценностям и тем трендам, которые актуальны в бизнес-образовании сегодня.

  5. Постоянно читайте первоисточники, так как сейчас много некачественной литературы.

  6. Возьмите за правило хотя бы 1 раз в год посещать тренинги, конференции и разные учебные курсы в рамках вашей специализации (и не только).

  7. Не бойтесь экспериментировать и создавать что-то новое и уникальное! Пусть это станет вашим девизом, вызовом для вас! Только так вы сможете проявить свою уникальность и посредством опыта найти и сформировать ваш уникальный стиль ведения тренинга.

Стремясь стать лидером изменений, тренеру нужно помнить не только о своей миссии и необходимости постоянного развития. Есть в этом пути еще одна очень важная составляющая — ответственность. Приведу пример из жизни. Крупная фирма наняла тренера известной российской компании для проведения тренинга для сотрудников департамента Х. Цель мероприятия — повысить их эффективность, помочь Директору упрочить свои позиции в Департаменте. Данный тренинг состоял из 3 модулей по 3 дня. Тренинговая компания обещала уникальные результаты. Что заказчик получил на выходе? Во время 3-го модуля Директор департамента покинул тренинг, так как с «помощью» тренера он не только не смог укрепить свои позиции как руководитель (а это было одним из обязательных требований), но и окончательно потерял авторитет в глазах своих сотрудников. В дальнейшем эффективность департамента снизилась еще больше, Директор практически потерял управляемость подразделением, двое сотрудников после тренинга подали заявление на увольнение. К чему я всё это рассказываю? К тому, что в погоне за деньгами, славой или чем-то ещё, тренеры забывают про то, что они несут ответственностьза результаты своей работы, так как они лидеры изменений. Можно тренингом принести огромную пользу компании/участникам, а можно причинить непоправимый вред. К сожалению, не всегда это можно до конца отследить, но на это точно можно повлиять. Каждый бизнес-тренер должен осознанно брать на себя ответственность за то, что он делает на тренинге, за результаты своей работы. Без этого невозможно быть лидером изменений.

Второй вывод — для того, чтобы быть лидером изменений, важно нести ответственность за всё, что вы делаете на тренинге, за результаты своей работы. Как это сформировать?

  1. Определите сначала для себя, а потом совместно с заказчиком обучения, что должно быть результатом тренинга.

  2. Определите концепцию курса, методы, инструменты которые способствуют достижению этого результата.

  3. Формируя сценарий тренинга, постоянно задавайте себе вопрос — насколько это способствует достижению результатов тренинга?

  4. Любая активность на тренинге должна иметь цель и, организуя её, вы должны отдавать себе отчёт в том, насколько данная активность соответствует этой цели, насколько она работает на итоговый результат курса.

  5. Постоянно держите в фокусе, что вы лидер изменений и несёте ответственность за судьбы людей и возможно, компании в целом.

Третья составляющая работы тренера, как лидера изменений -наличие экспертизы. И снова пример из жизни. Работая в банке, я подыскивал тренинговые компании на проведение семинаров по темам «Системное мышление» и «Жёсткие переговоры». Отправил запросы. Пришли программы от нескольких ведущих тренинговых компаний (очень известных, поэтому не пишу их названия). Начали анализировать вместе с коллегами и поняли, что люди, формировавшие данные программы, совершенно не в теме, они пытаются выдать под своим названием программу стандартного тренинга по принятию управленческих решений и переговорам.

Еще пример. Недавно проводил тренинг по управлению изменениями в одной крупной компании. На перерыве стоял и изучал у них библиотеку, увидел раздаточный материал по этой же теме одной из тренинговых компаний. Стал читать (интересно же), и увидел, что в данном курсе даются не инструменты управления изменениями, а совершенно стандартные техники активного слушания, техники присоединения и т. д.

Такое бывает сплошь и рядом. Я часто вижу, как «профессионалы» ездят по всей России с тренингами, ничего не имеющего общего с названием. Почему так происходит?

  1. Дань моде. Если какая-то тема популярна, её старается взять в свою линейку каждый второй тренер. Вопрос — зачем?

  2. Отсутствие реальной экспертизы в данной теме. Книгу прочитал и «в путь». Это срабатывало ещё 2—3 года назад, сейчас заказчик и участники стали ценить наличие у тренера экспертизы в данной области (это подтверждает исследование компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина).

  3. Желание угодить заказчику, надеясь на его некомпетентность.

Вывод третий — если вы хотите быть профессиональным тренером, определите для себя несколько самых актуальных/интересных/волнующих тем и постоянно развивайтесь в рамках именно этих тем. А лучше пробуйте всё на своей практике, реализуйте проекты в данной области и становитесь экспертом.

И наконец, четвертая составляющая профессиональной деятельности тренера лидера изменений.Идти в ногу со временем. Генеральный директор одной из компаний в приватной беседе выдал мне следующую фразу: «Сергей, я не верю в эффективность ваших тренингов! Ты спросишь, почему? Отвечаю — у вас у всех одно и то же, а главное, вы обучаете тому, что уже давно известно и устарело. Вот скажи, есть в твоих тренингах новые инновационные разработки, методы управления компаниями, людьми? А обучаешь ли ты тому, как управлять персоналом исходя из новых условий и трендов? Учитываешь ли ты при обучении те важные компетенции, которые уже через 2—3 года будут обязательными для всех руководителей?» И скажу честно, я не смог ответить «да» на все его вопросы, так как многие программы, которые я веду, опираются на разработки 80—90 годов, и только немногие тренинги имеют под собой современные методики. Сейчас, если хочешь быть лидером изменений, очень важно учитывать современные тренды, заранее изучать новые компетенции, которые будут важны и востребованы в ближайшее время. Необходимо работать на будущее и, конечно же, не забывать про настоящее. Изменения быстро врываются в нашу жизнь и часто мы уже не замечаем, как они изменили нас.

Вывод четвёртый - важно учитывать современные тренды, подхватывать их и внедрять как в свою работу, так и в работу своих клиентов и партнёров. Как это сделать?

  1. Постоянно анализировать рынок, на котором вы специализируетесь.

  2. Быть в курсе мировых новостей и мировых трендов, так как это может повлиять на рыночную ситуацию и, как следствие, на методики работы бизнеса.

  3. Следить за инновационными технологиями, которые будут нормой в ближайшее время, и уже сейчас готовить программы по их внедрению.

  4. Консолидировать лучшие российские и мировые практики, адаптировать их под современные потребности рынка и внедрять в тех направлениях, в которых вы работаете.

  5. Развивать в себе межфункциональные знания и навыки из разных областей, так как многие современные направления — это микс из психологии, маркетинга, нейрофизиологии и т. д., как например, нейромаркетинг.

Самый же лучший вариант, если тренер не просто «идет в ногу со временем», а работает на опережение, предвосхищает ход событий, чувствует направление, в котором еще только предстоит двигаться тренинговому рынку и предлагает то, что в дальнейшем может дать начало новому течению и станет новым трендом в бизнес-образовании.

В заключение, отвечаю на вопросы, поставленные в начале статье. Понимание профессии «бизнес-тренер» определяется не только перечнем тренерских компетенций или сводом регламентов о том, как надо строить обучение в компании. Настоящий профессионал всегда обладает собственным пониманием того, как сделать этот мир лучше (в рамках выбранной им профессии). Внутренний профессиональный стержень формирует и ваш уникальный стиль ведения тренинга, и вашу собственную философию, как мастера своего дела, и вашу ответственность за результаты своей работы. Сегодня, как никогда, бизнес-тренер — это лидер изменений, который, при наличии профессионального стержня, способен менять людей и целые компании, вести их по пути изменений к намеченным целям. Это новый виток в развитии нашей профессии, вызов для современного сообщества бизнес-тренеров. Сейчас занимаются этим, отдавая дань моде, или просто стараются заработать больше, добавляя в своё резюме строку «коуч» или «бизнес-тренер». Таких горе-профессионалов рано или поздно вынесет на обочину, а профессию бизнес-тренера станут создавать настоящие лидеры изменений.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования