Интервью с Валерием Леонтьевым, «Лаборатория мультимедиа»

Журналист: Любовь Авраменко, тренер, коуч, специалист по e-learning
19 октября 2015 г.

Представляю содержательное и интересное интервью. Это беседа с Валерием Леонтьевым. Лидером компании — мастодонта электронного обучения и автоматизации hr-процессов «Лаборатории мультимедиа». Почему интересно и содержательно? Ответ прост, Валерий поведал мне не только о своей компании, о гибкости и актуальности собственных разрабатываемых продуктов, но и рассказал об истоках такого направления как e-learning, о рынкеe-learning и о том, как быть на этом рынке успешным.

Валерий, скажите, Ярославль- это родной город?

— Я и компания моя, где мы родились и живем, где находятся 100% сотрудников.

— Расскажите о Вашей компании, о вашей миссии. Что вы делаете и что несете?

— Несем доброе и светлое. как и все.

— В чем доброта? В чем свет?

— Мы пытаемся чрез удобные «юзабильные» интерфейсы сделать так, чтобы пользователи получали учебную информацию не в привычном виде: унылом, тестовом, а в некотором таком виде, в котором даже неприятный и неудобный материал, например, такой как «Методы противодействия отмыванию денежных средств», было бы изучать крайне комфортно.

— В каких направлениях работаете?

— У нас два направления. Первое — это электронное обучение. Мы  достаточно давно уже делаем электронные курсы, весьма известны на рынке электронного обучения. Были, может быть, даже у некоторых истоков этого электронного обучения. И занимаемся разработкой различных электронных курсов: это адаптационные курсы и тренажеры, бизнес-симуляции и так далее. И работаем здесь в основном с корпоративным сектором.

И второе направление деятельности: мы занимаемся автоматизацией процессов управления персоналом. Это такие процессы как: подбор, адаптация, оценка, развитие, по одиночке, либо все вместе.

— Какие ресурсы используете во втором секторе?

— Работаем мы как консалтинговая компания. Есть такое готовое программное обеспечение. НазываетсяWebtutor, ее производители Московская компания Websoft во главе с Алексеем Корольковым. Мы хорошие и добрые партнеры в течение уже длительного времени. И позиционируем себя как раз как интеграторы, то есть люди, которые знают, как работает система, люди, которые знают, как работают и устроены HR- процессы и могут соединить чаяния HR-директоров, HR-заказчиков с возможностями коробки.

— А что Вам помогает успешно все это «соединить»? Ваша экспертность? Ваш опыт?

— И то, и другое. Дело в том, что мы изначально визуалы. Очень боьшое внимание уделяем визуальной составляющей. Это и в наших курсах отражается. Подход в области педагогического дизайна. Мы одни из первых начали делать комикс-курсы. Подача информациии в курсах через комиксы, через какой-то сюжет.

И еще в течение определенного периода нашей деятельности мы занимаемся разработкой сайтов. И там уже есть такое понятие, как юзабилити, время отклика, и т. д. Чего на внутренних порталах, к сожалению, сейчас не хватает. И эти знания мы принесли с собой в HR- автоматизацию, и можно посмотреть на те порталы, которые мы делали для клиентов. Они имеют такой вид, какой может иметь не каждый публичный сайт.

— Насколько адаптивно программное обеспечение компании Websoft Webtutor?

— Да. там есть некоторые ограничения, но однако ж, если клиент ставит задачу разработать специально портал под, например, мобильное устройство, мы это делаем. Если нужно сделать под конкретные спецзадачи, типа киосков, интерфейса.

Ведь в компаниях разные задачи. Есть компании производственные, им надо оценивать сотрудников прямо на производстве. Сотрудники там вполне простые люди, и за компьютеры их сажать не надо. А вот сделать киоски, чтобы они приходили, авторизовывались прямо на производстве, это нужны специальные интерфейсы, пальцеориентированные. Это имеет свои особенности. Такими задачами специально мы тоже занимаемся.

— Это на самом деле интересно. Расскажите, а изначально, кто стоял у истоков?

- Тут можно ответить так. Либо я себя похвалю, потому что я стоял. Я был первым сотрудником своей компании «Лаборатория Мультимедиа». А вообще, мне кажется, там, где учились мы, многие из тех мастодонтов, которые сейчас на выставке представлены, учились в институте МЭСИ. Бессменный был лидер, Валерий Павлович Тихомиров. Он, как мне кажется, занес эту бацилу электронного обучения. И благодаря ему мы были включены в этот процесс и состоялись сейчас как профессионалы.

— Я правильно понимаю, что это любимое дело, которым удается заниматься в качестве работы, которая приносит доход?

Учитывая, что мы как компания зарегистрированы с 1999 года, и ничем другим я более не занимаюсь в плане работы, то можно сказать, да. Тем направлением, которое я для себя определил, мне интересно им заниматься. И я до сих пор понимаю, что есть многие вещи, которые надо брать и изучать.

— По собственному опыту работы в направлении e-learning, скажу, что это бесконечный спектр знаний, который нужно успеть ухватить. Как Вы развиваетесь в этой сфере? Как Вы «ловите» новые течения?

— Давайте скажу скромно и нескромно. Сначала скажу нескромно. Бывает так, что мы сами задаем тренды. Например, мы, как я уже сказал, первыми начали делать комикс-курсы. Потому что до нас были либо видео-курсы. Либо мультимедиа-курсы. И те, и другие имели существенные недостатки. Мультимедиа были дороги в изготовлении. Видео — были тяжелыми.

Комикс-курс сохраняет динамику, при этом он значительно дешевле стоит.

Например, сейчас такой тренд в электронном обучении — разработка брендбуков, шаблонных курсов и так далее. Мы, можно сказать, тоже участвовали в этом тренде, то есть были на пике. Это нескромный ответ.

А скромный ответ такой, что мы просто находимся всегда «в теме», мы посещаем зарубежные конференции, российские ведущие конференции, которые там находятся. Спикеров, ораторов, участников. Смотрим, что происходит вокруг. Смотрим, что происходит в Европе. Смотрим, что происходит у наших партнеров, у наших конкурентов даже. И самое главное, что мы не теряем фокус, мы не уходим в какие-то боковые ответвления, типа видео-курсов, тренингов. То есть наше дело — это качественные электронные курсы и hr-автоматизация.

— Кстати, такие системы, как iSpring. CourseLab, Adobe captivate, используете ли Вы их для создания курсов?

— С учетом авторских средств разработки электронных курсов, конечно. Мы используем все те средства, которые использует клиент. Потому что клиент зачастую диктует нам, в чем надо разработать электронный курс. Скажем, клиент приходит и говорит: «Сделайте мне курс в CourseLab, потому что он у меня установлен и сотрудники умеют его поддерживать.» Мы делаем в CourseLab.

— То есть продукт адаптируется под желания клиента.

— Да, у нас есть различные лицензии на использование авторских программ. Компетенции тоже есть для их разработки.

-Большая команда у Вас?

— 45 человек. Мы, скажем, не гигантская компания. Но рынок электронного обучения тоже, не скажу, что гигантский. Появляются новые конкуренты, я встречал их на стендах. Приятно посмотреть, что ребята занимаются, делают какие-то вещи.

— Нет границ для развития, нет границ для появления конкурентов....

- Да. Здесь сложно говорить о такой конкуренции, где мы толкаемся локтями. Счастье наше в том, что есть возможность с нашими конкурентами находиться в партнерских отношениях в том числе.

— За счет чего так получается?

— Скажем так, рынок больше, чем провайдеры могут его охватить, и до сих пор не произошла жесткая сегментация. В электронном обучении есть сейчас такие понятия, как дизайн, проектирование, «вкусовщина». И крайне часто у некоторых клиентов фокус направлен именно в это русло. Мы как-то не всегда можем с такими клиентами работать. А наши конкуренты, например, могут. И это замечательно.

Самое главное, что у тех и тех есть электронное обучение. И те и те по своему довольны.

Вот видите, есть такая возможность. Я не знаю, продлится ли она долго. Скорее всего рано или поздно это должно прекратиться. Но я, конечно, за то, чтобы рынок подольше оставался «голубым океаном». Хотя, конечно, он уже и не «голубой», но еще и не «красный».

— Согласитесь, ведь есть еще много чего, что готовится прийти к нам с Запада?

— Конечно. Тренды же через ступень формируются. Это Америка, Европа, потом Россия.

— Есть ли что-то, что хотели бы от себя добавить, пожелать?

— Хочу пожелать, чтобы рынок электронного обучения нашел свое место, именно как инструмент. Чтобы в нем было меньше места «вкусовщине». И меньше места случайным непрофессионалам, которые приходят и дергают рынок не в том направлении, в котором надо. И, как я уже сказал, и это неизбежно, чтобы произошла сегментация, которая произошла на многих рынках. Каждый должен заниматься своим делом: кто-то учит, кто-то «коробки пилит», кто-то их внедряет, кто-то ими пользуется. Я бы хотел пожелать вот такой сегментации, чтобы каждый занимал свое место, свою нишу. Тогда клиенту будет проще разобраться, в какой момент времени к кому идти, от кого что требовать.

— Спасибо Вам, Валерий, за уделенное время.

- Спасибо.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования