Лошадиные силы для менеджеров

Татьяна Вайнман
Источник: Deutsche Welle
6 апреля 2012 г.

Мужчина, держа статную лошадь за узду, осторожно проводит ее между расставленными в два ряда кеглями. Другой участник семинара, отпустив поводья, пытается с помощью команд довести животное до противоположного края манежа. Напоминает обычную дрессировку лошадей? Только вот в роли обучаемых здесь выступают вовсе не четвероногие, а менеджеры. А лошади призваны помочь им оптимизировать свой стиль руководства.

Ход конем

Герхард Кребс (Gerhard Krebs) владел преуспевающей IT-фирмой, но наступил момент, когда он понял, что не справляется со стрессом на работе. Опытный менеджер решил взять жизнь, как коня, за узду и увлекся верховой ездой. Новое увлечение помогло приобрести веру в себя и натолкнуло его на идею проводить специальные тренинги для людей, желающих достичь успеха в карьере. Вскоре Герхард Кребс основал фирму HorseDream, которая вот уже 16 лет помогает менеджерам самых разных уровней оптимизировать свой стиль руководства.

Но почему же роль наставников была отдана именно скакунам? «Лошади — очень чуткие существа. Они отражают наши мысли, настроение и поведение. Общаясь с лошадью, участники тренинга наблюдают за собой, выявляют в себе какие-то стороны, которые до сих пор не видели», - поясняет Герхард Кребс.

Таким образом, лошадь служит неким катализатором. Идея, возникшая неожиданно, была новой не только для Германии. Фирма HorseDream задала направление. Сегодня по методике Герхарда Кребса в мире работают около 250 тренеров. Семинары проходят в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Азии и Австралии. Среди клиентов Герхарда Кребса — компании, имена которых у многих на слуху: Axel Springer, Cisco, Deutsche Bahn, DHL, Ernst & Young, Kodak, McDonald’s, Nokia, Philips и другие.

Проверяй, но доверяй

Недалеко от побережья Балтийского моря, в живописном имении Кляйн Ниенхаген под медитативную музыку шесть статных фризов (порода лошади) неторопливо двигаются по манежу, элегантно встряхивая черными гривами и доброжелательно пофыркивая. Участники семинара под названием «Управление изменениями» (Change Management) спокойно наблюдают. Один из них — Зильке, директор дома инвалидов в Тюрингии. «На работе мне приходится исполнять сразу несколько разных функций: я — коллега, руководитель, консультант, доверенное лицо, друг. Сложно найти на все время», — говорит менеджер. Зильке пришла на этот тренинг, потому что ее мучают вопросы, как удержаться в круговороте и не потерять равновесие. Однако готовых решений участникам семинара не предлагают. Здесь, как и в повседневной работе, от менеджера требуется умение анализировать и абстрагироваться.

В группах по 8—12 человек участники выполняют с лошадьми простые упражнения, параллельно ведется видеозапись для последующего «разбора полета». Зильке берет в руки поводья и пытается провести лошадь по манежу. Однако фриз не двигается с места. Женщина терпеливо ждет, пока лошадь сама тронется с места. «Ожидание казалось мне вечностью, но оно было приятным. Я знала, что меня никто не гонит, и я могу позволить себе эту паузу», — делает для себя выводы менеджер.

Еще одна важная часть тренинга - восстановление доверия. «Люди разучились доверять друг другу, они ожидают подвоха, бояться открыться. Особенно в бизнесе нередко приходится выдавать себя за того, кем ты на самом деле не являешься. Лошади же всегда чувствуют, если человек ведет себя неестественно. Работая с ними, участники семинара учатся по-другому относиться к окружающим», — делится наблюдениями Герхард Кребс.

Основатель HorseDream уверен: поменяй местами глаголы — и формула «доверяй, но проверяй» окажется куда более эффективной: «Сотрудник плохо работает, если чувствует за собой жесткий контроль, если в коллективе напряженная атмосфера, если он боится оступиться. Мы хотим способствовать тому, чтобы в сотруднике видели, прежде всего, личность», — говорит Герхард Кребс. Кто он — мечтатель или тот, кто вовремя распознал тенденцию в мире бизнеса, когда такие понятия как этика, мораль, социальная ответственность приобретают все больший вес?

Бизнес с человеческим лицом

У подхода, согласно которому один и тот же стиль управления применяется ко всем сотрудникам, нет будущего, соглашается Катарина Бюхеле (Katharina Büchele), бизнес-консультант и автор книги о тренингах с участием лошадей. «Менеджеру, стремящемуся достичь высокого результата, не достаточно хорошо разбираться в своей сфере. Он должен быть сильной личностью и искусно владеть мягкими навыками», — подчеркивает она.

Умение чувствовать собеседника и общаться с помощью ясных, четких сигналов во многом определяет результат руководителя. Общение с лошадьми в ходе тренингов помогает выявить сильные и слабые стороны, по-другому взглянуть на применяемый стиль управления и выйти за рамки привычного поведения.


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования