Семь аспектов быстрого e-learning’а

Перевод: «Центр eLearning», специально для Trainings.ru
21 июля 2009 г.

Стивен Уолш рассказывает о семи аспектах быстрого электронного обучения.

Новый взгляд на электронное обучение

Задумывались когда-нибудь об электронном обучении? Задумывались ли о таких вещах как цена, быстрота и контроль? Если да, то пришло время и вам задуматься о быстром e-learning. За последние несколько месяцев, эта тема стремительно проникла буквально повсюду — в блоги, в прессу, освещалась на различных конференциях.

Ведь преимущества rapid e-learning, по сути, очевидны:

  • снижение стоимости разработки;
  • сокращение сроков разработки;
  • возможность оперативно отвечать текущим нуждам организации;
  • более эффективное использование услуг предметных экспертов;
  • улучшение процессов установки и загрузки обновлений и технической поддержки.

Звучит и правда здорово. Ну и кто после этого не захочет использовать у себя быстрый e-learning? Так, один момент, зададим сначала несколько вопросов:

- каким образом вы определите темы, необходимые вам в формате быстрого e-learning? Можно взять те, потребность в которых стоит острее всего.

- в чем же отличительные особенности педагогического дизайна, написания скриптов, тестирования, администрирования, запуска, хостинга, поддержки и оценки результатов в рамках быстрого e-learning?

- а какое влияние окажет внедрение быстрого e-learning на отдел обучения персонала? И что надо будет изменить в его рабочем процессе?

- и разве есть необходимость приобретать средство авторской разработки электронных курсов?

Мы в Kineo верим, что быстрого реагирования способен изменить в лучшую сторону сам процесс проведения электронного обучения в компании. Однако, за этим нужен строгий контроль. Итак, на каждый из вопросов приведенных выше, просто необходимо ответить и ответить подробно.

Аспект первый: С помощью одного лишь Фотошопа Пикассо не станешь

Быстрый e-learning порой расценивается как банальная покупка инструмента самостоятельной разработки курсов. Одно лишь это восприятие данного понятия приводит к негативному опыту у обучаемых и организации в целом. Разработанная спустя рукава программа электронного обучения это уж точно не то, в чем нуждается сегодня мир.

Да, это верно, что инструмент разработки — ключевой компонент быстрого e-learning. Быть может, даже самый главный. Но все же, есть ещё великое множество ключевых компонентов, которые способствуют успешному внедрению и проведению электронного обучения:

  • хостинг
  • написание скриптов
  • управление контентом
  • педагогический дизайн
  • графика и мультимедиа
  • оценка влияния электронного обучения на сотрудников
  • поддержка со стороны предметных экспертов
  • анализ целей и задач курса
  • поддержка пользователей

Согласитесь, приобретение Фотошопа навряд ли сделает вас заслуженным художником или дизайнером, так же и с инструментом разработки. Ведь он не в состоянии обеспечить e-learning быстрого реагирования одним своим появлением в организации. И естественно, вряд ли он будет сам подстраиваться под специфику деятельности вашей компании. Инструменты эффективны только тогда, когда ими занимаются правильные, квалифицированные люди.

Конечно, существуют различия между инструментами разработки, представленными на рынке. Но и общих черт у них тоже хватает. Процесс выбора одного единственного инструмента разработки предполагает проведение некого анализа существующих предложений на рынке, но стоит принять во внимание, что средство разработки как таковое не обеспечит вам экономию денег и повышение эффективности обучения. Ведь, чтобы оказаться в выигрыше, вам нужно продемонстрировать «быстрый» подход буквально на каждом этапе процесса разработки.

Аспект второй: вам всё ещё нужна стратегия

Те из вас, кого бесконечно терзает излишняя шумиха вокруг быстрого e-learning как понятия, можете быть довольны. Основные принципы электронного обучения остались на месте. То есть команда, работающая над внедрением, и цель самого проекта должны быть четко ориентированы на цели, которые им ставит организация, эффективны, целесообразны и в итоге, произвести на свет удачный, стабильный проект электронного обучения для организации. Стратегия внедрения обучения, состоящая из четырех частей, созданная специалистами Kineo основана на критериях, установленных ASTD UK (Британского Сообщества специалистов по обучению и развитию персонала).

Быстрый e-learning отнюдь не вынуждает упускать эту часть касающуюся стратегии. По сути, принимая «быстрое» решение насчет развития электронного обучения в вашей организации, можно получить определенную выгоду в процессе внедрения. Например, существует несколько новых методов для демонстрации того, что система соответствует целям и задачам организации. «Быстрый» подход так же дает возможность сделать стадии развития электронного обучения в компании максимально сжатыми по времени или же убрать некоторые из них вовсе. Предварительно разработанный базис для проекта у вас в компании может существенно сократить сроки внедрения быстрого e-learning. А стабильность процесса может быть достигнута за счет сотрудничества и поддержки в онлайне.

Аспект третий: Ваше оружие должно бить аккурат в цель

У традиционного обучения (в аудиториях или же электронного обучения) обычно может быть так называемый «подход дробовика». Он проявляется, когда пытаются охватить абсолютно все, что ученику надо знать безо всякой четкой цели. Получается, что какие-то одиночные, специфические темы оказываются чем-то вроде пропущенных мишеней. Этот подход безусловно может взять множество очков по охвату материала, но всё это на фоне чудовищно низкой эффективности самого обучения и усвоения знаний у учеников. Получается, что обучаемые обычно тратят время на не очень существенные вещи в процессе обучения. И чем больше контента будет добавлено в курс тем, как правило, больше полезной и нужной информации может попросту «раствориться в тумане».

Быстрый e-learning — это почти как хирургическая операция. Он имеет маленькое окно возможностей — обычно не более 20 минут. И надо оставить надежду на то, что существует возможность охватить в процессе обучения больше одного, двух ключевых моментов. То есть эффективность определяется не количеством материала и текста, а способностью фокусироваться на очень специфических темах и предоставлять их точно и в предельно доступном виде.

Ценность быстрого e-learning заключается в том, что он полагается исключительно на «поражение» правильной, заранее определенно, нужной цели. Если у вас нет методики для идентификации и расположения этих целей по приоритетам вашей компании, то все, что вы сможете сделать — это создать «быстрые» курсы, которые абсолютно не повлияют на компании.

Аспект четвертый: Модель для подражания

Создание новых подходов к обучению и самих моделей обучения — это исключительно творческий и полезный процесс, и мы в Kineo получаем от этого процесса одно удовольствие. Но быстрый e-learning, увы, не является местом для вещей подобного рода. Посудите сами, ведь у вас же не будет времени каждый раз начинать длительный процесс разработки с каких-то начальных, базисных шажков, когда у вас на всё про всё всего две недели. Значит ли это, что места педагогическому дизайну в быстром e-learning просто нет места? Конечно, да. Когда у вас есть всего 20 минут или даже меньше на обучение персонала, то это время лучше потратить именно на то, чтобы сделать учебный курс как можно компактней, информативней и действительно полезным для обучаемых.

И что же вы делаете?

  • вы разрабатываете некие типовые модели для учебного проекта, который будет основан на уже проверенных и опробованных принципах;
  • вы настраиваете их для самого разного диапазона учебных потребностей, которые могут возникнуть в вашей организации;
  • вы разрабатываете их так, чтобы они были совместимы с большинством известных средств разработки учебного контента;
  • вы превращаете их в некие шаблоны с основным, базисным содержанием, чтобы можно было легко расширить или исправить, если возникнет потребность.

Аспект пятый: Получите то, что хотели

Многие говорят, что быстро разработанные курсы — это, мягко говоря, не очень хорошо (в особенности, если они были разработаны крупными компаниями в сфере e-learning). Они не выглядят, как будто сделаны на заказ, и не работают как курсы, сделанные на заказ. Всё можно исправить, если вы знаете, что делаете. Вы вполне можете создать «быстрый e-learning курс таким же или даже лучше, чем сделанные до вас курсы на заказ и всего за треть стоимости», слышали мы не так давно от клиента Kineo.

Так в чем же отличия? Что позволяет чувствовать вам, что курс сделан на заказ?

  • хорошая озвучка, т. к. большинство так называемых «сделанных на заказ курсов» имеют довольно однообразную озвучку;
  • прозрачная структура и понятный текст важны как никогда;
  • анимация: она может принести большую пользу процессу обучения, если использовать её правильно. И она не обязательно должна быть дорогой. Как? Вы узнаете дальше;
  • потрясающая графика и мультимедиа: всегда есть варианты, где взять элемент для дизайна и обучения, это можно сделать в различных открытых библиотеках или базах данных или .

Не слушайте никого, кто говорит вам, что быстрый e-learning — это дешевая и пустая альтернатива настоящему, полному обучению. Он может быть столь же сильным и комплексным, и вы можете сами добавить тонкости, которые дают ему исключительные преимущества.

Аспект шестой: Быстрая разработка + Медленный IT = плохие новости

 один момент все результаты внедрения электронного обучения или же начало его использования могут запросто натолкнуться на проблемы с хостингом или, скажем, с эксплуатацией. Обещания быстро среагировать созданием электронного курса на конкретную потребность обычно сталкиваются с ужасной организацией IT структуры внутри организации, негибких соглашений об обслуживании и сервисе, и с другими обстоятельствами.

«Быстрые» подходы к хостингу и внедрению в эксплуатацию электронного обучения являются существенными, если вы собираетесь гарантировать, что ваши курсы или учебные материалы достигнут пользователей в срок. Есть вариант взять всё под свой контроль: получить доступ к вашему собственному разделу сайта в  или получить пароль от портала вашей организации, чтобы гарантировать, что публикация материалов и курсов, тестирование и разработка будут сделаны как можно быстрей. Ключевой момент состоит в том, что вы берете на себя прямой контроль над процессом публикации и разработки и гарантируете отсутствие задержек в процессе выполнения этих процессов.

Аспект седьмой: Ничто не сочетается так, как сочетаются совершенно различные вещи в рамках быстрого e-learning

«Быстрый» подход к электронному обучению означает обучение на основе электронных курсов, модульных учебных решений, привлечении тьюторов, виртуальных классов, подкастов, блогов и многого, многого другого. Каждое из них имеет свои преимущества. И у каждого из них появляются новые, положительные черты при использовании с концепцией быстрого e-learning. Проще говоря, разработка «смеси» из электронных курсов, виртуальных классов и блогов означает взгляд на эти вещи с радикально другой стороны.

Посмотрите другим взглядом на электронное обучение. Если вы нуждаетесь в «быстром» подходе к развитию электронного обучения в своей компании, вам нужно следующее:

  • Размышляйте по схеме 80/20: то есть, проанализируйте, где rapid e-learning вам нужен больше;
  • Сосредоточьтесь на основных принципах: область изучения, дизайн, графика и мультимедиа, скрипты;
  • Используйте существующие шаблоны максимально разумно, чтобы разрабатывать быстро, на уже существующей основе;
  • Используйте новые методы, чтобы ускорить процессы сотрудничества и развития.

Если говорить кратко, то быстрый e-learning — это словно смотреть на структуру вашего электронного обучения в организации абсолютно другим взглядом.

Стивен Уолш (Stephen Walsh) — партнёр в Kineo, контактный адрес: stephen.walsh@kineo.com

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна


Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования