Почти половина российских компаний сокращает расходы на обучение персонала

Петров Дмитрий, Староверова Екатерина, газета Труд
Источник: http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200810151940901
15 октября 2008 г.

Из-за финансового кризиса работники могут остаться без привычных тренингов и курсов повышения квалификации. Экономить компании будут в первую очередь на обучении менеджеров среднего звена.

В начале октября консалтинговая компания AXES Management провела исследование, опросив HR-директоров 87 крупнейших российских предприятий. 40% компаний заявили, что собираются сокращать затраты на обучение персонала. Компании рассчитывают сократить подобные траты в среднем на 14,1%.

Больше всего сэкономят предприятия производственного сектора. Им приходится обучать и переобучать, по данным AXES Management, половину сотрудников в год. Недалеко ушли и розничные сети (46% сотрудников в год).

ГУД-БАЙ, АМЕРИКА

В первую очередь сокращение коснется дорогих зарубежных командировок. Например, в «ВымпелКоме» исследователи из департамента разработок раньше часто участвовали в иностранных семинарах и конференциях. «Теперь нам придется пересмотреть подобные программы, ведь участие человека в такой конференции стоит от 2 до 5 тысяч долларов», — объясняет HR-директор «ВымпелКома» Марина Новикова. Она также добавляет, что компания точно не будет сокращать затраты на профессиональное обучение, например, инженеров по монтажу базовых станций. В «ВымпелКоме» не исключают и возможности сокращения затрат на программу подготовки будущих топ-менеджеров совместно с Центром креативного лидерства. Возможно, они будут готовить меньше специалистов.

По словам Татьяны Терентьевой, директора по персоналу и организационному развитию «Эксмо», в издательстве сокращаются затраты на обучение персонала: остаются лишь обязательные программы обучения для редакторов, маркетологов и продавцов.

Некоторые компании не планируют снижать затраты, но отказываются от необязательных образовательных программ. В ассоциации ресторанов «Веста-центр интернешнл», в которую входят японские рестораны «Якитория» и «Гин-но Таки», собирались обучать в течение будущего года 120 менеджеров среднего звена основам японской культуры, искусства, истории. Стоимость обучения одного человека — 12 тысяч рублей. «Возможно, мы вернемся к этому проекту, но сократим либо количество обучаемых, либо затраты до 6 тысяч рублей на человека», — подводит итог Ольга Деревянкина, HR-директор компании.

СВОИМИ СИЛАМИ

Большинство обучающих программ компаниям теперь придется проводить с помощью собственных сотрудников. Особенно это касается массовых программ по менеджерским навыкам или переговорам. Раньше подобные программы отдавали внешним бизнес-тренерам и стоимость обучения составляла около 30 тысяч рублей за занятие для группы из 10—15 человек.

Из внешнего обучения оставят только обязательные профессиональные программы, необходимые для сертификации, а также программы, влияющие на прибыль или производительность (продажи, клиентский сервис, управление изменениями). «Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент — это в настоящий момент роскошь», — объясняет консультант практики обучения и развития компании AXES Management Анастасия Астанаева.

Экономить на обучении не будут либо самые эффективные компании, либо те, кто уже провел сокращения персонала, ведь большую часть затрат на персонал (90—95%) составляет заработная плата. До сего момента больше всего денег на обучение персонала тратили инвестиционные компании — 1,6% от затрат на персонал. Например, компания «Брокеркредитсервис» (БКС) на прошлой неделе сократила 50 человек, но программа обучения на IV квартал 2008 года уже работает, и урезать ее БКС не планирует.

Источник данных: AXES Management

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования