Rapid eLearning — практические советы

Автор: Елена Тихомирова, Центр eLearning
6 октября 2008 г.

Стать героем — 10 советов для разработчика быстрых e-learning курсов

В нашем мире у нас остается все меньше времени на то, чтобы подумать. Все приходится делать очень быстро. В вашей компании появился новый продукт? Уже на следующей неделе начальство хочет обучить всех продавцов тому, как его продавать и почему. Появился новый документ? Уже к четвергу сотрудники должны его учитывать при подготовке своей работы. И вот у нас уже и нет времени, чтобы даже позвонить разработчику. Что делать? Чтобы стать быстрым специалистом по быстрому e-learning нужно помнить всего несколько простых моментов. Главное: быстрый e-learning = умный e-learning, то есть эффективное использование доступных и простых ресурсов. В условиях временных ограничений стоит использовать только те инструменты, с которыми комфортно и просто работать.

1. Нужно найти инструмент, который позволит вам быстро и просто делать курсы. Чем проще и удобнее будет инструмент, тем больше у вас времени для работы содержанием курса. Среди хороших примеров такого инструмента:

    • Course Lab от компании WebSoft — простой, достаточно удобный
    • Raptivity от компании Harbringer — более сложный для освоения, больше возможностей

2. Нужно помнить, что e-learning курс — это только один кирпичик большой стены. А в качестве цемента в этой стене реальный опыт. При разработке коротких и быстрых курсов нужно опираться на реальную практику тех, кто будет проходить этот курс. И сделать его максимально интегрированным с теми процессами, которые выполняет сотрудник.

3. Не стоит уделять много внимания технологиям. Слушателям все равно, как вы записали видео или сделали анимацию. Главное, чтобы работало и было по теме. Поэтому все внимание содержанию, а делайте так, как у вас лучше получается.

4. Надо быть реалистами. Не стоит тратить много времени и средств на курсы, жизненный цикл которых короткий. Никто не говорит о том, что для быстрых курсов достаточно текста, но и супер-сложной 3D анимации тоже не нужно.

5. Если вы только начинаете, то делайте все просто и обращайте внимание на основы:

· Используйте простые шаблоны для PowerPoint

· Приятные цвета и аккуратное расположение — основа эффективного восприятия материала

· Не перегружайте экраны текстом и графикой

· Используйте не больше двух шрифтов

· Используйте одни и те же эффекты анимации во всем курсе, не больше трех стилей

6. Расскажите материал курса как историю. Все сэкономленное простыми технологиями и инструментами время стоит использовать на то, чтобы сделать текст курса личным. Представьте, что вы просто рассказываете этот материал коллеге или другу. Курс должен быть на «Ты» со слушателем. И чем проще он будет написан, тем более эффективным он будет. Расскажите, зачем этот материал нужен слушателю.

7. «Скучный курс!» — говорят наши слушатели и мы сразу думаем, что нужно делать больше анимации. А на самом деле все совсем не так. Просто курс имеет малое отношение к работе и к реальной ситуации. Важно сделать материалы интересными для сотрудников, тогда даже простой текст будут читать все.

8. Внимательно изучайте примеры. Если вам понравился какой-то курс, ролик, расположение материалов на экране — запоминайте. А потом постарайтесб повторить тоже самое у себя в курсе. Это быстрее, чем придумывать самим и может быть гораздо интереснее.

9. Чаще используйте PowerPoint — самый простой инструмент для творчества. В нем можно сделать прототип курса, определиться с расположением материалов. Можно использовать заранее созданные шаблоны.

10. Создайте список своих технологических возможностей. Нужно хорошо знать, что вы можете легко сделать и на что не нужно много времени. Соберите список возможностей своих инструментов и планируйте разработку курса исходя из того, что у вас есть под руками. Не стоит в процессе тратить время на поиск и освоение нового инструмента, с первого раза все равно получится не то, а время уйдет.

И в завершении — самое главное, чтобы содержание курса было актуальным и нужным для слушателя. Тогда успех вашей разработки гарантирован.

e-learning своими руками

Очень часто в компании или в учебном заведении возникает потребность быстро разработать какой-то небольшой новый курс, например, по использованию новой методики или процесса. Если у вас нет разработчика на постоянном контракте, который сможет начать разработку сразу после предоставления материала, то работа с подрядчиком съест много драгоценного времени — заключение договора, составлении ТЗ и т. д. И вы принимаете решение создать курс самостоятельно. В этот момент самое главное — точно понять, что такое создание курса, а также не сделать себе поблажку и сказать: «Самостоятельно разработанный курс может быть не таким красивым, как профессиональная разработка». Спешу вас заверить, что используя самые простые инструменты и помня о некоторых базовых принципах, у вас точно получится сделать курс очень симпатичным и привлекательным.

Я уже писала раньше о интересном новом блоге Rapid e-learning, который полностью посвящен способам быстрой разработки e-learning курсов. Используя советы автора блога и свой опыт ниже я постаралась сформировать основные этапы разработки курса самостоятельно.
1. Подберите инструмент, который вы будет использовать для разработки. Это может быть один из бесплатных инструменты (перечень некоторых их них есть в посте.... (поставить ссылку)). Кстати, для разработки курса можно использовать и MS PowerPoint, который поможет аккуратно расположить все материалы на экране, хорошо работает с графикой. Потом из PowerPoint можно конвертировать слайды во flash курс, используя, к примеру, такой продукт, как TurboDemo.

2. Определите материал, который войдет в курс. Как правило, для разработки мы берем текстовый материал, поэтому часто его приходится перерабатывать (хотя бы немного):

  • Все перечисления стоит представить в виде списков (нумерованных или маркированных);
  • Все, что можно представить схемой (например, иерархии или последовательности) или таблицей (сравнения, явления и их свойства), лучше представить графически;
  • Оставшийся после выделения списков, таблиц и схем текст стоит разделить на части по 500—700 знаков. Большему количеству знаков на одном экране становится тесно, а пользователю становится трудно читать.

3. Если у вас получилось больше 20 слайдов, то стоит разделить их на части, по 10—15 штук в каждой.

4. Для каждой части, а также для всего курса в целом, сформулируйте краткую цель, перечень задач и ожидаемый результат обучения. Это поможет вашему слушателю помнить о том, что требуется от него в ходе изучения курса, и поддержит интерес.

5. Стоит также предусмотреть небольшие тесты (2—5 вопросов) после каждой части курса и тест по больше после всего курса в целом. Его не обязательно делать прямо в курсе, можно сделать ссылку на вашу СДО, в которой будут размещены тесты.

6. Теперь приступим к оформлению курса:

  • Шрифты в курсе должны быть четкими, лучше всего без засечек. Он должен хорошо на том фоне, который вы выбрали для курса. На мой взгляд, чтобы гарантированно не ошибиться, лучше использовать белый фон и темные шрифты. Смотрится просто и стильно.
  • При работе с графикой обратитесь к интересным инструкциям на блоге Rapid e-learning:
    — Как правильно работать с размером картинок: автор считает, что вместо использования целого изображения, лучше его обрезать и использовать его части. Очень красиво получается, если для фотографий использовать небольшую тень (кстати, эта функция очень хорошо и просто реализована в последней версии PowerPoint). Глубину изображения слайда можно легко достичь, если поменять перспективу (угол поворота) рисунка.

— Создание единого стиля графики для всего курса. По собственному опыту знаю, как сложно бывает создать презентацию или небольшой курс, таким образом, чтобы все картинки и рисунки были одинаковыми. Когда над курсом работают профессиональные разработчики, то среди них обязательно есть художники, в чьи обязанности входит создание графических элементов курса в едином стиле. Но когда курс делается быстро и своими руками, таких возможностей у нас, скорее всего, нет. Автор блога советует использовать коллекции ClipArt на сайте Microsoft Office. Как оказалось (я лично проверила и зашла на сайт, прежде чем писать этот пост), у большинства картинок в свойствах есть номер коллекции, который позволит вам перейти ко всем картинкам в таком же стиле. Коллекции есть очень большие, поэтому их можно запросто скачать, установить в коллекцию картинок на вашем компьютере и использовать при подготовке курсов. Автор приводит очень много примеров того, как можно делать комбинации из разных картинок. Наиболее симпатичные автору коллекции — 1382, 1541, 1280, 1368, 1366. Да, что самое интересное все работы автора блога выполнены в PowePoint! Для чего есть отдельная инструкция.

Вот небольшой пример того, как можно самому очень быстро поменять вид картинки в PowerPoint.


7. Теперь нужно внимательно прочитать и просмотреть все созданные слайды, удостовериться, что ошибки к нам не закрались, а цвета и картинки смотрятся спокойно и привлекательно.

Курс готов! Теперь его можно выложить в вашу СДО или просто в общие папки и проинформировать слушателей о том, что они могут пройти обучение. Только не стоит забывать, что e-learning — это не просто чтение слайдов через Интернет. E-learning это общение и совместная работа.

Все под руками — создание шаблона e-learning курса

Последнее время мы все чаще и чаще говорим о быстром e-learning — появилась новая информация, быстро оформили, быстро доставили, быстро начали применять новые знания. Очевидно, что одним из вариантов сокращения временных затрат на создание чего-либо являются шаблоны. В e-learning тоже есть свои шаблоны. Во-первых, это шаблоны цветового и стилистического оформлемения курсов. Причем, это не только сокращает время на разработку, но является обязательным условием успеха курса — как только курсы начинают пестрить разными вариантами оформления, сразу нарушатеся принцип единства офорлемени. Во-вторых, есть шаблоны расположения материалов на слайде (экране) курса. Тут все может быть выполнено также как и во всеми столь уважаемом Power Point: картинка слева, текст справа, картинка сверху, текст снизу и т. д. это сокращает время на верстку материала. Такие шаблоны могут быть созданы как для простых теоретических слайдов, так и для диалогов, ролевых игр, схем и графиков. Ну и последним типом шаблона является плеер курса, то есть шаблон навигации и функционала. От удобства такого шаблона в большей степени зависит удобство использования курса и желание слушателей этот курс проходить. На последнем отстановимся чуть подробнее.

Что нужно учесть при проектировании шаблона навигации e-learning курса?

  • Заголовок с названием темы или подтемы — он помогает слушателю сориентироваться в своем местоположении в курсе.
  • Заголовок с названием слайда — это нужно и для запоминания где что находится, и для ориентации в пространстве.
  • Информация о слайдах (слайд 1 из 23) — очень приятно понимать, сколько слайдов осталось до конца, и стоит ли сейчас пойти за чашкой чая или стоит добить тему.
  • Кнопка вызова глоссария — хоть небольшой словарик должен быть в каждом курсе и обращаться к нему чаще всего нужно именно во время обучения.
  • Помощь — вроде все просто, а как перейти к практикуму не понятно. Справка в новом окне может очень пригодиться.
  • Кнопка «Выход»
  • Переключатель слайдов — нужно иметь возможность двумя кнопками двигаться вперед и назад, как на обычно DVD плеере.
  • Включить/выключить звук — как же я иногда мечтаю об этой кнопке в некоторых курсах (особенно, когда смотрю примеры курсов и болтаю с подругой по Skype)
  • Кнопка вызова субтитров — если содержание ваших слайдов сокращено по сравнению с исходным текстом, а в звуковом ряде оно более полное, то для нелюбителей слушать, нужно продублировать текст озвучивания.
  • Конпка Play/Pause — если вдруг звонит телефон и нужно ответить, то кнопка остановить можеть быть очень полезной.
  • Комментарии по использованию шаблона и место для этих комментриев — «Для продолжения нажмите кнопку ВПЕРЕД», «для выхода нажмите кнопку ВЫХОД», «идет загрузка слайда» и т. д.
  • Заметки — эта функция есть далеко не во всех шаблонах, но использовать ее приятно. Аналогом может служить Google Блокнот, когда во время просмотра страницы можно делать записи.
  • Поиск — нужен не во всех курсах, но иногда требуется, особенно если текста много.
  • Список литературы — тот стоит разместить все ссылки и книги, чтобы можно было разом все просмотреть или обращаться в ходе изучения каждой отдельной темы.
  • FAQ или «Вопрос-Ответ» — некоторые вопросы слушателей можно предугадать, некоторые накопяться в ходе работы с курсов, но так или иначе, заданные в простой форме они очень помогают слушателям

Вот самые важные и основные инструменты элементы шаблона курса. Нужно помнить, что и недостаток и ихбыток функций смущают слушателей, а их расположение на экране должно быть логичным и интуитивным.

Экспресс e-learning — быстрое внедрение

Последнее время было очень много разговоров о быстром e-learning. Сейчас многие говорят о быстрой разработке: простые курсы, использование шаблонов, самостоятельная разработка, не на заказ. Но если посмотреть на практику, то сама по себе разработка курса занимает меньше времени, чем его планирование и проектирование. Если делать все правильно, то нужно понять, для кого мы делаем курс, как он будет использоваться, что в нем должно быть, какой контекст для обучения. Поэтому всегда волновал вопрос, как сделать процесс планирования и проектирования короче, чтобы смысл быстрой разработки был более очевидным.

Очевидно, что коллеги из CIA University тоже были озадачены этим вопросом. Они сформировали циклическую модель быстрого проектирования, которая за счет постоянного использования позволяет быстро определять, что нужно разработать, делать это, анализировать, улучшать и т. д.

  1. Определение концепции курса и контекста обучения
  2. Разработка и внедрение рабочей версии системы (курса)
  3. Оценка, анализ и пересмотр концепции
  4. Внедрение новых требований
  5. Оценка, анализ и пересмотр концепции
  6. Внедрение новых требований
  7. И так далее, циклично.

Создатели модели уверены, что если разрабатывать небольшими частями и постоянно пересматривать и дополнять концепцию, можно сократить время на разработку, потому что упущенные детали всегда можно восполнить в новой части цикла.

Еще коллеги постарались развеять несколько мифов об e-learning:

  • «Нельзя показывать курс или систему, пока все не готово на 100%» — лучше честно сказать, что это бета версия и тем самым вовлечь пользователей в корректировку решения, что позволит учесть гораздо больше нюансов, чем когда мы долго и самостоятельно доводим все до полной готовности.
  • «В определенный момент курс должен быть готов полностью» — так не бывает, если мы хотим постоянно учить наших слушателей по актуальному материалу. Поэтому стоит проанализировать скорость обновления контента ваших курсов и, возможно, отказаться от фундаментальных разработок, а делать простые модули с несложными мультимедиа компоненты.
  • «Маленькие части обучения не стоит переводить в e-learning» — а что еще переводить в e-learning, если не маленькие семинары и тренинги. Ведь их быстро проектировать и разрабатывать, а обучение пройдет еще быстрее, чем в классе.
«Качество важнее скорости и сроков разработки» — вне сомнения, качество является одним из важнейших составляющих успеха e-learning курса. Но насколько мы хотим на один супер-курс потратить весь доступный бюджет и кучу времени? Нужно искать баланс, который позволит сделать быстро, качественно и за меньшие деньги.

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна


Комментарии

Спасибо, очень интересно. Конечно, ссылки на блог Тома (я читаю его практически с первой статьи) стоило бы дать в гораздо большем количестве абзацев, нежели это сделано в данной статье.

    21 января в 23:12

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования