Ученики школы «Арсенал — Junior» посетили выставку Уильяма Тернера в Москве

19 марта 2009 г.

На столике в офисе Школы Менеджеров «Арсенал» разложены яркие листки с поделками. Летают по бумаге радужные птицы, знаменитая статуя Свободы размером с палец приветствует посетителей, а «веселый Саурон», кажется, задорно подмигивает единственным глазом. Что же это — творчество бизнесменов и менеджеров? Да, конечно. Только - будущих. Каждую неделю сюда приходят ребята, которые учатся в «Арсенал — Junior» — школе развития, которая дает уникальные навыки, учит творчеству, помогает детям раскрыть таланты и узнать много-много нового о нашем удивительном мире.

Мире, в котором нет конца чудесам и вдохновению.

Одно из таких чудес совсем недавно произошло в Москве. Родом оно из далекой туманной Англии. Много дней велись переговоры с лондонской галереей Tate, решались все сложности — и вот русский ценитель искусства может своими глазами увидеть творения одного из самых загадочных, почти мистически талантливых художников Британии — Уильяма Тернера. Картины-сполохи света, картины-бури, картины-стихии...

Настоящее чудо отличается тем, что оно всегда чему-нибудь учит. Искусство — как огромная книга, читая которую человек духовно вырастает, открывает новые горизонты, понимает то, чего не знал раньше. Программа «Искусство с «Арсеналом» организует встречи Человека и Искусства.

Евгения Долгинцева, руководитель направления «Арсенал — Junior»:

«То, что Тернер «попал» в Россию, что состоялась эта выставка — это на самом деле большая удача. А то, что мы туда попали — это удача вдвойне.

Как правило, программа «Искусство с „Арсеналом“ ориентирована на взрослых. Но в этот раз мы предложили такую программу детям — и получилось здорово!

Да и как поступить иначе: ведь „Арсенал“ всегда стремится использовать для развития все, что есть, любой шанс — а здесь как раз была такая уникальная возможность! Вряд ли ребята смогли бы попасть на выставку без „Арсенала“ — и уж точно они не смогли бы так обогатиться без нашей программы и без участия Галины Ивановны Зверевой. „Арсенал“ умеет и учит „ловить ценности“ — именно так и произошло».

И вот — Уильям Тернер. А Человек, встречающийся с Искусством на этот раз — совсем невзрослый. У входа в Пушкинский музей галдит десяток ребят разного возраста. Ученики школы «Арсенал — Junior» настроены решительно: прийти, увидеть, узнать... «Эти дети — и Тернер? — мелькала невольная мысль. — Как они поймут друг друга?»

Оказывается, чтобы понять, нужен просто хороший «переводчик». В этом смысле ребятам из «Арсенал — Junior» повезло, как никому в Пушкинском. Дело в том, что цикл программ «Искусство с Арсеналом» ведет уникальный специалист, человек, по-настоящему влюбленный в искусство и сведущий в нем на высочайшем уровне. Галина Ивановна Зверева. Доктор исторических наук, заведующий и профессор кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ... Ученые титулы совсем не мешают (скорее наоборот!) Галине Ивановне быть понятной, дружелюбной рассказчицей. Понятной и дружелюбной настолько, что на этот раз она вела беседу с детьми. И непоседливые, разные по характерам ребята заслушивались ее рассказом. Галина Ивановна познакомила их со старинным художником как с человеком, словно бы сам он пришел к ним поговорить о жизни и о том, что же это вообще такое — творчество.

Оказывается, Тернер никогда не использовал зеленую краску. Оказывается, композиция почти всех его картин — овальная. Оказывается, он первый среди живописцев использовал не коричневый, а белый и желтый грунт, отчего его картины яркие и светящиеся, как ни у кого. Оказывается, Тернер переносил акварельные приемы в масляную живопись и наоборот, соединял разные жанры и заставлял их работать совершенно по-новому.

У него есть картина, где радуга отражается в воде. Так быть не может — почему он так нарисовал, ведь он был физиком и оптиком и знал естественные законы?

У него есть картина о Ганнибале, где почти не видно Ганнибала. Почему?

Его картина «Вечер перед Потопом» полна света, как полдень. Почему это так?

Ребята спрашивали, узнавали и удивлялись... Отходили отдохнуть и подумать. Возвращались и вновь слушали Галину Ивановну, обсуждали, спорили, приглядывались, сыпали вопросами...

Тернер как никто другой умел соединять разные техники, учиться у разных художников. Он видел возможность там, где другие видели лишь помеху. Галина Ивановна привела яркий пример: в то время на выставках картины можно было купить, и они вывешивались не по одной, а сплошь, закрывая всю стену. В этом случае вопрос выгодного соседства стоял очень остро: ведь картину никто не купит, если рядом с ней будут висеть полотна, превосходящие ее. Тернер сделал по-своему. Он отдавал работу на выставку слегка недописанной (тогда это разрешалось), а потом приходил и дописывал картину с учетом того, что повешено рядом с ней — так, что все соседние произведения прочих художников становились ее обрамлением, а она одна привлекала среди них внимание.

После выставки (подкрепившись в промежутке) ребята посмотрели фильм студии BBC «Сила искусства Тернера». Снова хлынули вопросы, и каждый из них обсудили, сидя в кругу. Каждого что-то озадачило, разволновало, каждый получил ответ — от товарищей и от Галины Ивановны. Учиться «читать» произведения живописи. Понять, что значит творить самому. Понять, какое место занимает творчество в жизни, как оно может преобразовать мир — все эти вопросы стали понятнее, и каждый участник «вечера Тернера» унес с собой не только впечатления, но и новое понимание.

И еще один драгоценный совет «дал» Уильям Тернер ребятам из «Арсенала». Творчество — это не только выражение себя. Нельзя вскользь мазнуть по бумаге краской и небрежно заявить: «Это я так вижу». Творчество — это труд. Тернер стал знаменитым в 25 лет, но всю свою юность он трудился над академическим рисунком, основами живописи, без устали копировал, зарисовывал, писал... Только глубокое познание предыдущих правил дает право на становление правил новых. Только тот, кто в совершенстве обучился классике, имеет право на поиск. В противном случае он будет деревом без корней. Но если человек трудится и учится, если он развивает свой талант — на этой основе он сможет построить свое видение, свой мир. Начиная с простого — идти к сложному, постигая малое - приходить к великому. Тернер опередил свое время на сто лет, его картины потрясали импрессионистов, они были источником нового направления в искусстве - но под всем этим, словно белый грунт под масляными мазками, лежит упорный труд, неустанное познание. И словно белый грунт, оно наполняет светом все, что творит художник...

Вот почему Тернер не боялся сказать «Я так вижу», не боялся говорить о главном (его языком были краски и образы), не боялся быть открытым. Не правда ли, все мы могли бы у него поучиться? Привносить новое, делать не так, как у всех — то, что отличает современного предпринимателя от дилетанта. И это то, что может быть общим между менеджером, бизнесменом XXI века и английским художником XIX века.

Расти навстречу миру

Историческая справка

«Арсенал — Junior» совсем недавно отметил свое трехлетие. Мы поговорили с руководителем направления Евгенией Долгинцевой и попросили рассказать, как был задуман «Арсенал — Junior», с чего он начинался и чем он является сегодня...

Евгения Долгинцева: Компании «Арсенал» — 18 лет, а детское направление появилось всего три года назад: путь к нему был долгим. Скажем так — «Арсенал — Junior» это продукт эволюционного развития, он появился тогда, когда созрела мысль о его необходимости. Наши клиенты все чаще и чаще задавали нам вопрос: когда же у нас появятся детские программы, они хотели не только сами учиться, но и приводить своих детей... Так и был создан «Арсенал — Junior».

У нас учатся дети от 7 лет — и до студентов, 19—20 лет. Но разные программы предполагают участие разных по возрасту детей. На программу по Тернеру, например, мы приглашали ребят с 11 до 15—16 лет; в итоге самый старший участник у нас оказался 14-летний, а младшие — по настоянию мамы и ее предварительной беседе с Галиной Ивановной Зверевой — были сестры 9-ти и 10-ти лет. Вообще по возрасту у нас редко бывают однородные группы, и мы делаем это сознательно, потому что разновозрастные дети в процессе общения много дают друг другу, обмениваются точками зрения, взаимно обогащаются. Да и во взрослой жизни, закончив школу и институт, мы как правило общаемся с людьми разного возраста — опыт такого общения, полученный в «Арсенале», пригодится ребятам в дальнейшем.

Что касается истории развития направления «Арсенал — Junior», то изначально в его основе лежала идея проводить для детей программы, которые развивали бы предпринимательские навыки. Уточню, что под «предпринимателем» мы подразумеваем человека, который что-то предпринимает по отношению к себе, по отношению к жизни — то есть занимает такую вот активную жизненную позицию, находится в поиске, развитии, открыт новому...

Программы «Арсенал — Junior» с самого начала были ориентированы на развитие навыков, которые необходимы такому человеку — это общение, уверенность в себе, ответственность, умение сотрудничать и так далее. Базовые вещи объединялись в циклы; и мы учили детей конкретным навыкам.

Сейчас программ в направлении стало гораздо больше, причем они разделились на несколько ветвей. Есть более ориентированные на бизнес: деловые игры, бизнес-курсы. Есть традиционные форматы развития навыков. И есть, наконец, необычные, неординарные форматы, которые служат развитию и развитию навыков, и бизнес-обучению и -  формированию личности, ее ценностей, культуры... К примеру, выставка Тернера: ребята на нее пошли разные, с различной степенью подготовки (некоторые ходят в художественную школу), — всем им удалось понять, прочувствовать творчество Тернера, провести параллели с реальной жизнью. Те, кто понимает картины и те, кто никак не связан с искусством — прониклись все; в этом, конечно же, огромная заслуга Галины Ивановны Зверевой... Ребята сумели поймать самую суть, развили способность более широко смотреть на вещи, видеть их по-другому. И кроме того, им удалось войти в некий культурный пласт, с которым, вообще говоря, современный человек просто обязан быть знаком — будь то творчество Уильяма Тернера или знакомство с искусством живописи в целом — пласт художественного творчества, той самой основы, на которой строится личность: умение «читать» картины, приобщиться к классике, понимать ее.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования