Тренингс.ру
«Спящий тигр Азии»: в поисках новых смыслов в бизнесе
Пережить четыре промышленные революции за одну поездку; переосмыслить идентичность лидера, организации и региона в цифровой эпохе; узнать о секретах работы с индонезийцами; открыть для себя новые виды деятельности, — всё это программа форсайта бизнеса Европа-Индонезия. В интервью для Тренингс.ру организатор Раса Балтэ-Балчюнене рассказывает об идее мероприятия и скрытом потенциале Индонезии.

Чем индонезийцы отличаются от европейцев

Основная разница в том, как мы воспринимаем мир. Для европейцев, как правило, самое важное в жизни — расширение своей территории (географической, экономической, психологической). В конце жизни мы спрашиваем: насколько расширилась моя территория? Для нас это мотивация принимать решения и действовать. Индонезийцы в конце жизни спрашивают: сколько дней в жизни у меня было хорошее самочувствие, состояние? Это жители острова, там всегда тепло, поэтому самое важное для них — получить удовольствие от того, что есть вокруг.

Поэтому, когда ты встречаешься с индонезийцами, то для них самое важное — взаимосвязь, feeling. Пока его нет, они могут кивать, но это не означает обещания. Индонезиец никогда не скажет нет. Но когда есть feeling, то он сам спрашивает: что мы ещё можем вместе сделать? Если хочешь войти в рынок Индонезии, нужно выстраивать глубинные взаимосвязи. Всё наше путешествие спланировано с целью выстроить подобные взаимосвязи, чтобы в будущем получить хорошие возможности, потому что в Индонезии всё делается через рекомендации. Познание региона лучше происходит изнутри. Например, мне говорили не обращать внимания, когда индонезиец смеётся. Бывает напряжение внутри, и, чтобы снять его, они смеются. Погружаясь в среду, мы обучались в живых реалиях с некоторой обратной связью, это очень интересно.

О возможностях для бизнеса

Поскольку индонезийцы мыслят ситуативно, то в сочетании с европейской рациональностью это возможность выстраивать новые системы. Для тех людей, которые мыслят системно, там точно есть потенциал развития.

Меня удивила их натуральность и искренность. У них всё довольно просто, но при этом есть хорошая точность. Также их молодёжь очень живая. Я не знаю точно, как обстоят дела в России, но в Европе чувствуется, что молодые люди избалованы: «этого хочу, этого нет», «самое важное — свобода», вот это всё. А там они просто хотят работать, расти, развиваться. У них нет капризности. Я вижу большую возможность соединить их молодёжь с предпринимателями Европы.

На данный момент конкретных примеров реализованных проектов нет, так как этот рынок только сейчас начинает бурно развиваться, открываться Европе. Я делаю это путешествие не для тех, кто имеет готовый продукт и хотел бы внедрить его на новый рынок, а для тех, кто сможет там найти для себя новые виды деятельности. Например, у меня начинаются в Индонезии несколько проектов, и они напрямую не связаны с тем, чем я занималась раньше. Там я увидела для себя совершенно новые возможности. Понимаю, что это деятельность на будущие 10 лет.

О проекте

Весь проект мы называем экспедицией новых возможностей в бизнесе. Во-первых, Индонезия – это новый открывающийся рынок, малознакомый для европейцев. Страна с очень большим ожиданием смотрит на Европу: у них сложные взаимоотношения с китайцами, американцы уже надоели… Это проект для тех, у кого есть свободные ресурсы: время, финансы. Они могут открыть для себя виды деятельности на ближайшие 10 лет и больше. Во-вторых, поездки в Индонезию через очень разные регионы — это путешествие во времени. Удивительно, но сейчас там одновременно происходят все четыре промышленные революции. То есть ты можешь прожить, ощутить, каким способом выстраивается жизнь в разные периоды. Это очень большое переживание. После этого ты по-другому начинаешь видеть Европу, себя, все возможности. Помогает перезагрузиться, заново найти себя.

Путешествие во времени начинается с Сингапура — наглядного примера того, к чему могут привести технологии, как человек им служит. Что интересно, сами сингапурцы в кулуарах говорят, что там нет живости. Это как большая компьютерная игра, где всем всё ясно. В Сингапуре у нас будет эта тема в рамках круглого стола. мы прочувствуем, увидим, что могут сделать технологии и в хорошем и плохом смысле.

Следующая остановка — Боджонегоро, регион, в котором время остановилось 200 лет назад. Туда, где люди многие вещи делают ещё руками, живут в общинах, мыслят коллективно. Прожить это многого стоит.

После мы переезжаем в Джакарту — город, концентрирующий в себе 70 % финансов всей Индонезии. Будут семинар с самой большой компанией маркетинга в Индонезии про экономические возможности; встреча с советником Министра образования про разновидность культур организаций Европы и Индонезии, что необходимо учитывать; с компанией, консультирующей Президента Индонезии по вопросам человеческого капитала; с предпринимателями Джакарты. В центре всех обсуждений стоит человеческий капитал. Мы наглядно увидим, что там есть сильная потребительская культура. Джакарта — это про рациональное понимание того, что в Индонезии можно делать.

Последняя остановка — Джокьякарта, столица культуры. Там состоится конференция про идентичность в цифровом мире: что это значит для лидера, организации, региона. Третий день конференции будет посвящён вопросу развития культурного туризма, но не потребительского, а более глубокого.

После для желающих состоятся ретриты в курортном горном комплексе. Это время для переосмысления всего того, что мы узнали за время всей поездки и мероприятий.

О тематике форсайта бизнеса Европа-Индонезия

Есть две темы, которые связывают всё. Одна — идентичность в цифровой эпохе. У нас меняется стиль жизни, экономика, поэтому нам приходиться заново переосмыслять идентичность: человек служит технологиям или технологии служат человеку? Вторая — поиск взаимно развивающей связи. Мы привыкли, что после обмена интересами всё довольно быстро заканчивается. С помощью Индонезии можно наладить связи, при которых обе стороны развиваются. Там живут другие люди. Когда я смотрю на Европу: итальянцы, литовцы, шведы, россияне — мы все одинаковые, а вот они другие, это точно. Более глубокая связь с индонезийцами даёт возможность по-другому понимать некоторые вещи.

Например, мы говорим, что нам нужно иметь новую компетенцию в среде неопределённости, принимать решения, действовать. Но, когда я смотрю на них, они так живут. У них всё меняется через час: информация, встречи, время. Там довольно сложно что-то планировать, потому что они сами живут ситуативно.

Идентичность — это то, что тебя отличает от других. Очень чётко видно, как меняется идентичность в наше время. Раньше лидеры и организации были направлены «вовнутрь». Сейчас, если ты хочешь, чтобы твоя организация развивалась, ты должен выходить «наружу» с разными социальными и образовательными проектами. В цифровой эпохе многим рынкам всё труднее найти своё место, сейчас создаются новые смысловые рынки. И, если организация сама порождает эти смыслы, то это даёт ей преимущество, потому что создание новых смыслов — это ещё и формирование своей идентичности, своего собственного рынка.
5 ДЕКАБРЯ / 2018

Автор: редакция Тренингс.ру
По вопросам размещения статей
Анастасия Попова
npopova@amplua.ru
По вопросам размещения рекламы на портале
Информационное партнёрство
Мария Данилова
pr@amplua.ru
+7 (495) 699-27-12
По остальным вопросам